Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 114

Секция IV
112
духовенства и мирян, которые стали неотъемлемой частьюжизни православных
приходов в так называемый период «Церковной революции».
В рамках данного исследования нами были изучены постановления и жур-
налы исполнительной комиссии духовенства и мирян города Семипалатинска,
хранящиеся в Центре документации новейшей истории Восточно-Казахстан-
ской области (Казахстан, г. Семей). Хронологически документы охватывают
период с апреля по декабрь 1917 года.
Материалы деятельности исполнительной комиссии духовенства и мирян г.
Семипалатинска содержат богатейший материал о деятельности органов РПЦ
в регионе и настроениях местного духовенства. На заседаниях комиссии, которые
проходили в преддверии Поместного собора из уст местных священнослужи-
телей звучат требования, кардинально отличающиеся от позиции официальной
церкви, а именно: о выборном епископате (причем епископ может быть из
белого духовенства), о реформе богослужебного языка и т. д. Отдельное засе-
дание комиссии было посвящено рассмотрению вопроса об отношении церкви
к государству, его участники высказались за отделение церкви от государства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что документы исполнительных
комиссий духовенства и мирян являются важным источником по истории РПЦ
в ЦентральнойАзии и Казахстане в период послеФевральской революции 1917 г.
Болашенкова Е. А. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург)
Представления об Искандаре Двурогом:
Александр Македонский в исторической памяти таджиков
Рост интереса к конкретным историческим лицам, поиск золотого века
в прошлом—особенности, характерные для исторической науки современного
Таджикистана. Изучение отношения таджиков к героям прошлого приводит
к фигуре АлександраМакедонского, известного на Востоке какИскандар Зулкар-
найн (Двурогий). Заслуживает внимания изменение взглядов на него во времени.
Будучи завоевателем Средней Азии, Александр, тем не менее, традиционно
изображался положительным героем, а не врагом. Его образ наделялся сверхъ-
естественными чертами и обрастал легендами. Примечательно, что воспри-
нимался он скорее «своим», чем «чужаком». Не последнюю роль, очевидно,
сыграл в этом брак с Роксаной, примиривший его с местной знатью. Его имя
можно встретить в таджикской топонимике (Искандаркуль, Искандардарья).
Распространено мнение, что светловолосые памирцы являются потомками
воинов Александра. Правители Памира (особенно Дарваза и Каратегина)
веками стремились возводить свои генеалогии к «падишаху Искандару» для
легитимации власти. Александр фигурирует в средневековой персидско-тад-
жикской литературе: у Фирдоуси (Шах-наме), Низами и Дехлави (Искан-
1...,104,105,106,107,108,109,110,111,112,113 115,116,117,118,119,120,121,122,123,124,...562
Powered by FlippingBook