Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 137

Источниковедение и историография Индии и ЮВА
135
без лицензии и т. д. Однако, осенью 1908 г. часть китайцев выступила против
продолжения поддержки движения индийцев. Положение в китайской общине
Ганди охарактеризовал как весьма щекотливое. Торговля без лицензии привела
к арестам. Он публикует список китайцев — участников сатьяграхи, которые
были арестованы и приговорены к тяжелым работам. Данью уважения и при-
знания их заслуг стало приглашение китайцев на торжественный завтрак,
устроенный индийской общиной по случаю приезда вЮжнуюАфрику одного
из ведущих деятелей Индийского национального конгресса Г. К. Гокхале
осенью 1912 г.
Захаров А. О. (ИВ РАН, Москва)
Древнейшая датированная надпись Камбоджи К.557/600:
проблемы интерпретации
В началеVII в. на территории нынешней Камбоджи появились датированные
надписи на древнекхмерском языке, постепенно вытеснившие местную санс-
критскую эпиграфику, сохранив ее элементы только в датировочных формулах,
именах царей и поэтических панегириках внутри собственно древнекхмерских
текстов. Древнейшая датированная 611 г. надпись Камбоджи — К.557/600,
происходящая с возвышенности Ват Чрой (Vằt Črôy) на правом берегу речки
Ангкор Борей, была переведена на французский язык крупнейшим эпигра-
фистом и историком ранней Юго-Восточной Азии Жоржем Сёдесом (1942).
Её южная сторона из трёх строк была опубликована в «Надписях Камбоджи»
под названием Туол Ват Комну (К.557, 1935). Северная и восточная стороны
получили номер К.600. Англоязычный перевод предложил Р. Ч. Маджумдар
(1953). Ф. Дженнер опубликовал прорисовку части текста с комментариями
в «Хрестоматии доангкорского кхмерского языка. Ч. I. Датированные надписи
VII–VIII вв.» (1980).
К.557/600 не упоминает царей. В ней рассказывается о пожалованиях,
сделанных носителями местных древнекхмерских титулов
понь
и 
мра-
тань
. На основании этой и других надписей Камбоджи М. Викери (1998)
сделал вывод о существовании
поньств
(княжеств), а не территориальных
государств, подвластных раджам. Надпись К.557/600 содержит перечни
кнюмов
(
кньомов
, согласно Д. В. Деопику [1981]) – зависимых лиц, возможно
рабского статуса. Ж. Сёдес оставил их имена без перевода, заметив только
их разное происхождение — из санскрита или из древнекхмерского языка.
Многие имена были объяснены С.  Пу и Ф. Дженнером, но ряд этимологий
вызывает сомнения.
В докладе исследуется политическая организация древних кхмеров и осо-
бенности перечней кнюмов из надписи К.557/600.
1...,127,128,129,130,131,132,133,134,135,136 138,139,140,141,142,143,144,145,146,147,...562
Powered by FlippingBook