Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 16

Секция I
14
ния» есть отметки об исключении из «Списка» семи наименований, а напротив
четырех — уточнение, что это печатное издание, а не рукопись.
Собрание Казанского университета, входящее в состав фонда НБ СПбГУ, не
выделено в отдельную коллекцию. Хронологическая глубина материалов —от
XVI до XIX вв. Физическое состояние коллекции неоднородно. Есть прекрасно
сохранившиеся образцы, есть рукописи со следами реставрации. Реставрации
подвергались как тексты, так и переплеты. В отношении последних часто
применялся метод полной замены оригинала. Время проведения реставра-
ционно-переплетных работ установить невозможно. Использованная бумага
обычна для сер. XIX в. Некоторые рукописи, судя по бумаге, реставрировались
во 2-й пол. XX в. Часть рукописей помещены в контейнеры из бескислотного
картона.
За 160 лет, прошедших с момента передачи коллекции Санкт-Петербург-
скому университету, многие видные ученые-востоковеды занимались изуче-
нием и описанием отдельных разделов и памятников собрания: В. П. Васильев,
И. Ю. Крачковский, Г. Ф. Смыкалов, А. Т. Тагирджанов, О. Б. Фролова,
В. Л. Успенский и др., однако, коллекция все еще ждет полного научного
описания.
Алексеев И. Л. (Фонд Марджани, Москва)
«Апология Омейядов»: кровнородственная солидарность
и религиозный энтузиазм в модели раннеисламской
истории Ибн Халдуна
В «Мукаддиме» Ибн Халдуна значительное внимание уделяется изложению
общеисламской исторической традиции, описывающей события первого века
хиджры
, в частности, событий первой гражданской войны (
ал-фитна ал-кубра
)
в Халифате. Стоит отметить, что основным источником, на который ссылается
автор «Мукаддимы», является ал-Мас‘уди. Тем не менее, в отличие от основной
части «Китаб ал-‘ибар», где, действительно, описание исторических событий
приводится в традиционной форме
хабар
ов, во «Введении» автор предприни-
мает попытку конструирования в общих чертах некоего связного нарратива,
отражающего и призванного иллюстировать его собственную аналитическую
концепцию.
Как известно, одной из основных аналитических категорий Ибн Хал-
дуна является понятие
‘асабийа.
С самого начала это понятие трактуется
как солидарность и пассионарность, основанная, прежде всего, на кровных
узах. Однако в третьей части первой книги «Мукаддимы», где автор рас-
суждает о природе власти, ее «естественной» логике и механизмах развития,
вводится некоторое расширение первоначальной концепции
‘асабий
и: Ибн
1...,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,...562
Powered by FlippingBook