Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 166

Секция VI
164
военным атташе в Китае (1886–1892 гг.), где имел возможность наблюдать за
состоянием дел в китайской армии. Д. В. Путята отмечает полнейший застой
в военной организации Китая, вооружении и системе обучения того времени
(с. 29). Он говорит также о продаже военных чинов, которые, как и публичные
государственные экзамены, ведут часто к подкупам, подделке документов и т. п.
(с. 82). Неудачи войн с европейцами и эпоха Тайпинского восстания побудило
правительство осуществить военную реформу под руководством «иностран-
ных авантюристов» (с. 87). Военному образованию в Китае, как он считает,
мешали низкая компетентность немецких преподавателей и плохая дисциплина
в военных школах, а также недостаток хороших переводчиков (с. 87).
В изучении китайской военной теории Д. В. Путята столкнулся с опреде-
ленными трудностями, которые во многом обусловлены тем, что он не являлся
специалистом по Китаю, а изучал эту тему с точки зрения военного человека,
причем, как и Срезневский, пользовался французским переводом. Касательно
сочинений китайских военных классиков, он говорит, что личная точка зрения
и субъективизм составляют основу метода их исследований, не подкрепляемых
ссылками на военно-исторические примеры (с. 138). Он отмечает также линг-
вистические трудности при восприятии европейцами подобных трудов, в кото-
рых нередко приводятся положения, смысл которых может быть истолкован
двояко. Не удовлетворен автор и самим характером китайской письменности,
многие понятия которой «выражаются одинаковыми иероглифами и пишущий
употребляет их, не задумываясь, будет ли правильно понята его мысль или нет»
(с. 138). Тем не менее, Путята признает очень многие положения китайских
военных трактатов заслуживающими внимания. Он как военный специалист
по-своему систематизировал эти сочинения и свел их к своей собственной
единой системе, как он называет, «программе».
Кейдун И. Б. (АмГУ, Благовещенск)
Траурный ритуал в канонических установлениях
конфуцианства (по материалам «Ли цзи»)
Разделы, связанные с фиксацией и описанием траурного ритуала в древ-
нем Китае, составляют значительную часть объема текста древнекитайского
сборника «Ли цзи» («Записи о ритуале»). Это представляется закономерным:
в
ли
(ритуале) нет ничего важнее траура — так считали древние. После смерти
близкого использовались различные способы выражения скорби и внутренней
печали.
Срок траура. Ритуальные правила диктовали различный срок траура: он
мог длиться три, пять, девять месяцев, один, три года. Продолжительность
определялась степенью родства с умершим и глубиной скорбных чувств к нему
1...,156,157,158,159,160,161,162,163,164,165 167,168,169,170,171,172,173,174,175,176,...562
Powered by FlippingBook