Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 168

Секция VI
166
Наименование «Лунь-юй» впервые отмечено в гл. 27/30 «Фан-цзи» «Ли-цзи»,
которую, согласно Шэнь Юэ (441–513), написал внук Конфуция Цзы-Сы (V
до н. э.). Однако, согласно Ван Чуну (I в. н. э.), первым его употребил Фу Цин
(II–I вв. до н. э.). Оно утвердилось после эпохи Хань, т. е. с III в. н. э., поскольку
до этого еще использовались альтернативные названия «Лунь» и «Юй», «Чжуань»
(
«Предание») и «Цзи» (
«Записки»). Полная форма «Лунь-юй» появилась
практически синхронно с краткими «Лунь» и «Юй», которые могли быть ее
исходными вариантами. Обозначение «Лунь» впервые зафиксировано в «Чунь-цю
фань-лу» (II в. до н. э., гл. 29, 30), а «Юй» — в «Янь-те лунь» (I в. до н. э., гл. 3).
А. А. Петров отметил у термина
лунь
ицзинистическое значение «трак-
товать», И. С. Лисевич — значение литературно-философского жанра «рас-
суждение», В. С. Спирин определил его как «суммирующее заключение»,
аЮ. Л. Кроль—как «спор», предполагающий столкновение двух «(рас)суждений,
благодаря чему „видно, какое справедливо, а какое нет“». Из этой семантики
лунь
вытекают варианты перевода «Лунь-юй»: «Обсужденные речи», т. е. специально
отобранные учениками, или «Речи, [содержащие] суждения, [в споре устанавлива-
ющие истину]», т. е. «Полемические речи», или «Рассудительные/теоретические/
концептуальные речи», поскольку в китайской философии
лунь
— аналог запад-
ных терминов «рассуждение», «теория», «концепция» и индийского «
шастра
».
Комиссаров С. А. (ИАЭТ СО РАН; НГУ, Новосибирск),
Соловьев А. И. (НГУ, Новосибирск)
Погребальная пластика как источник
по истории царства Гаочан
1
Царство Гаочан, существовавшее с поздней Древности до развитого
Средневековья (I в. до н. э. — сер. VII в.) играло важную роль в политической
и культурной истории Западного края. Помимо сведений в китайских лето-
писях
2
, все большую значимость приобретают археологические источники.
Значительный материал получен при раскопках группы могильников Астана,
изучение которых началось в конце XIX в.
3
и продолжается по сей день. Нагляд-
ность реконструкциям придают многочисленные предметы погребальной
пластики—раскрашенные глиняные и деревянные фигурки людей, животных,
бытовых предметов и фантастических существ. С их помощью моделировался
загробный мир, который во многом был слепком с царства земного.
1
Доклад подготовлен при поддержке РГНФ, проект 14–01–00477.
2
Боровкова Л. А.
Проблема местоположения царства Гаочан (по китайским
историям). М., 1992.
3
Лубо-Лесниченко Е. И.
Могильник Астана // Восточный Туркестан и Средняя Азия:
История. Культура. Связи. М., 1984.
1...,158,159,160,161,162,163,164,165,166,167 169,170,171,172,173,174,175,176,177,178,...562
Powered by FlippingBook