Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 17

Источниковедение и историография Ближнего Востока
15
Халдун говорит о том, что возможна солидарность не только на родовой, но
и на идейной, прежде всего, на религиозной основе. Соединение арабской
‘асабий
и с религиозным энтузиазмом рассматривается нашим автором как
основной фактор, способстсвоваший быстрым политическим и военным
успехам первых мусульман.
Однако «исламская
‘асабийа
» оказалась недолговечной и уже при
Омеййадах – в силу тех же природных причин, по которым арабы, будучи
не в состоянии подчиняться кому бы то ни было, склонны, тем не менее,
властвовать над другими – была трансформирована в автократическую
монархию (
мулк
). При этом религиозная проповедь сохранила свое значение
как мобилизующий фактор для новых асабийных групп, в частности, для
Аббасидов и Алидов.
Таким образом, циклическая динамика Ибн Халдуна раскрывается как
постоянно возобновляемый поиск подлинного авторитета, который в отсут-
ствие пророка замещается выдвигаемым из среды самой асабийной группы
патриархальным или харизматическим лидером, превращающимся в наслед-
ственного автократического правителя и исчерпывающего асабийу своей
группы, что приводит к завершению цикла и создает условия для захвата власти
новой асабийей. В этом контексте традицонная для поздней мусульманской
историографии негативная оценка Омейядов существенно смягчается: полу-
чая как бы «оправдание» через концепцию «естественной» динамики власти
и религии.
Алескерова Н. Э. (Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова, Баку)
Основные дочерние ветви братства
Халватийа
в XV–XVI вв.
Суфийское братство
Халватийа
входившее в число 12 основных суфийских
братств, зародилось в Азербайджане во второй половине XIV века. С этой
даты начинается первый, ширванский, период в истории братства, который
продлился до начала XVI в. Второй период в развитии братства
Халватийа
начинается в XVI в. Период с XVI по XIX вв. характеризовался широкомас-
штабной деятельностью самого братства
Халватийа
и его различных основных
и побочных ответвлений в Османской империи. Это время наивысшего расцвета
Халватийи
. В этот период функционировало более сорока основных и дочерних
ответвлений братства. Общины
Халватийа
были весьма влиятельны и сыграли
колоссальную роль в политико-экономической и духовной жизни населения
как арабских, так и европейских провинций империи.
Выдающийся глава братства Халватийа,
саййид
Йахйа Бакуви (ум. 1463–4),
живший в XV веке, подготовил пять основных последователей (
хулафа
) брат-
1...,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,...562
Powered by FlippingBook