Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 171

Источниковедение и историография Китая
169
оценки: так, Кэндзи Симада считал, что это «типичный пример романтической
иронии»
1
, а Чжан Чжаои назвал её «пропагандой анархизма»
2
. Н. М. Калюжная
вслед за японским исследователем Кондо Куниясу (
近藤邦康
) рассматривала
буддийские корни данного учения, которые были объединены с анархическими
теориями и китайской традиционной доктриной исторического круговращения
3
.
Содержательно теорию Чжан Бинлиня по радикальности можно сравнить
с видениями конечных судеб мира в «Жэнь сюэ» Тань Сытуна. Чжан Тайянь
рассмотрел будущее мира, который, по его словам, «выходит за рамки рацио-
нализма»; это называется «учением о прекращении рождений» (
無生主義
), что
содержательно и терминологически связано с понятием нирваны. Достижение
нирваны связано с Пятью исчезновениями (
五無
):
1) правительств (
無政府
);
2) поселений (
無聚落
);
3) человечества (
無人類
);
4) всего живого (
無衆生
);
5) физической вселенной (
無世界
).
Чжан Бин-линь не определял длительности каждого из этапов, но ука-
зывал, что новый период не может наступить в одночасье, а переход должен
быть последовательным. По завершению Пяти исчезновений наступит новое
возрождение, но уже в бестелесном мире нирваны. Характерно, что идеал не
связывается явно с Великим единением (
大同
).
Новиков Б. М. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Так называемая «загадка Нидхэма» в историческом
китаеведении: некоторые современные версии ответа
Экономическое лидерство Китая закончилось к середине XIX в., когда
«опиумные» войны вскрыли глубокое отставание Китая от Запада.
Английский ученый Джозеф Нидхэм поставил вопрос шире: во-первых,
почему Китай длительное время опережал другие страны и, во-вторых, почему
он резко отстал? Нидхэм также перенес акцент в анализе с внешних факторов
(колониальная экспансия западных держав) на внутренние (губительное вли-
яние бюрократического аппарата, феодального государства).
Последователи Нидхема выдвинули ряд новых гипотез, которые исходят
из того, что долгосрочное экономическое развитие любой страны базируется
1
Shimada Kenji. Pioneer of the Chinese Revolution: Zhang Binglin and Confucianism.
Stanford, 1990. P. 156.
2
Zhang Zhaoyi. Lu Xun: The Chinese “Gentle” Nietzsche. [Б.м.], 2001. P. 99.
3
Калюжная Н. М.
Традиция и революция. Чжан Бинлинь (1869–1936) —китайский
мыслитель и политический деятель Нового времени. М., 1995. С. 215–217.
1...,161,162,163,164,165,166,167,168,169,170 172,173,174,175,176,177,178,179,180,181,...562
Powered by FlippingBook