Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 172

Секция VI
170
на постоянном внедрении новых технологий и совершенствовании уже суще-
ствующих. Согласно одной из гипотез, с ростом населения в Китае всё больше
обесценивался человеческий труд и соответственно снижался спрос на новые
технологии, что привело к замедлению прогресса Китая.
По другой теории, в доиндустриальную эпоху в основе любых изобретений
лежал практический опыт стихийно действующих рядовых тружеников, поэ-
тому, обладая самым многочисленным населением, Китай длительное время
обеспечивал себе лидерство в технологии. Однако в XVI–XVII в. в Западной
Европе совершилась научная революция, на смену стихийному практическому
опыту пришли контролируемые научные эксперименты, что многократно
повысило степень вероятности изобретений и помогло европейцам сделать
рывок в инновационном развитии. Китай же, продолжавший использовать
традиционную модель, остался позади.
Эти трактовки имеют определенные научные основания, хотя по ряду
положений противоречат друг другу. Главный же минус новых гипотез состоит
в том, что они пытаются объяснить отставание Китая от Запада единственной
причиной, тогда как оно было порождено целым комплексом внутренних
и внешних факторов, состав которых всё еще нуждается в уточнении. Работа
над «загадкой Нидхэма» продолжается и требует дополнения еще одним акту-
альным «подвопросом» — почему Китай с конца ХХ века переживает новое
бурное развитие и станет ли он опять мировым лидером?
Пан Т. А. (ИВР РАН, Санкт-Петербург),
Пчелин Н. Г. (Гос. Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Пять портретов маньчжурских военачальников
из коллекции Государственного Эрмитажа
Прославление выдающихся военачальников и преданных сановников было
частью идеологической политики империи Цин, высоко ценившей преданность
маньчжурскому двору. В результате успешных завоевательных походов в 1750–
1770-х гг. империя Цин значительно расширила свои границы. Желая отметить
эти успехи и героические заслуги военачальников, император Цяньлун построил
Зал славы — Цзыгуан-гэ (Павильон пурпурного блеска) и в 1760 г. заказал для
него 280 портретов. Портреты в полный рост были написаны совместно группой
европейских и китайских художников. Каждый портрет был снабжен хвалебным
стихотворениемна маньчжурскоми китайском языках, написаннымимператором.
В 1900 г. в результате подавления восстания ихэтуаней и разгрома Пекина
европейскими войсками Зал славы был уничтожен, а портреты были частично
вывезены в Европу. 16 портретов оказалось в Берлине, однако считалось, что
портреты сгорели во время бомбардировки Берлина авиацией союзников. Лишь
1...,162,163,164,165,166,167,168,169,170,171 173,174,175,176,177,178,179,180,181,182,...562
Powered by FlippingBook