Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 176

Секция VI
174
Рыбаков В. М. (ИВР РАН, Санкт-Петербург)
Танское уголовное право и императорские жертвоприношения
Конфуций призывал относиться к потустороннему миру с уважением, но
держаться от духов подальше и поменьше обращать на них внимание при
решении практических вопросов. Императорская же идеология, практически
монополизировавшая все главные каналы общения с потусторонним миром,
относилась к духам как к абсолютной реальности, как ко вполне деятельным
и отчасти даже подверженным неким аналогам человеческих эмоций суще-
ствам — просто существам иного порядка. Поэтому в государственном аппа-
рате традиционного Китая возникли учреждения, где вполне рациональные
конфуцианцы как к одному из равноправных государственных дел относились
к подготовке и организации государственных жертвоприношений, а в его
уголовном праве — нормы, жестко, под страхом кар, регламентировавшие
поведение госслужащих по отношению к сакральным процедурам.
Например, один и тот же предмет, задействованный в процессе жертвопри-
ношения, проходил несколько этапов функциональной значимости, а стало
быть, и правовой защищенности от посягательств. На каждом из них строгость
наказания за его хищение менялось. Пиковых значений она достигала в период,
когда дух непосредственно пребывал на этом предмете и, как следовало пола-
гать, наслаждался подношением.
Регламентировалось бытие задействованных в церемонии людей в период,
предшествовавший жертвоприношению. Мораль требовала от чиновников
поститься, правила поведения формализовали этот процесс, а уголовное право
со своими наказаниями бдительно дежурило рядом, будучи в полной готовности
карать чиновника, не соблюдающего нормы морального поведения. Причем
карать с ровно той суровостью, которая отражала важность нарушенной нормы.
Различным наказаниям подлежали служащие, что совершенно рутинным,
бюрократическим образом отвечали за подготовку сакрального мероприятия,
и при том нарушили государственные стандарты, которым должны были соот-
ветствовать жертвенные предметы.
С максимальной же нетерпимостью закон относился к чисто аппаратным
задержкам проведения гаданий о дне, наиболее благоприятном для осуществле-
ния жертвоприношения, и рассылки уведомлений о сроке жертвоприношения,
особенно если эти задержки повлекли срыв мероприятия.
Рысаков А. С. (СПбГИК, Санкт-Петербург)
Конфуцианские канонические комментарии эпохи Юань
(1271–1368)
Конфуцианство периода правления монгольской династии Юань является
малоисследованным в отечественной востоковедной науке феноменом. Гораздо
1...,166,167,168,169,170,171,172,173,174,175 177,178,179,180,181,182,183,184,185,186,...562
Powered by FlippingBook