Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 179

Источниковедение и историография Китая
177
ГуМиндун приходит к выводу, что ошибочные оценки и неверное понимание
Китая и китайской цивилизации проистекают не из дезинформации, предрас-
судков, предубеждений или политического умысла, но являются результатом
следования определенным принципам, воспринимаемым на Западе как данность
и являющимся проявлением«культурногобессознательного» (
cultural unconscious
).
Именно «культурное бессознательное» определяет внутреннююлогику комплекс-
ной системы знаний о Китае, которую Гу именует «синологизмом».
В итоге он пытается на основе «синологизма» построить новую теорию, аль-
тернативную «ориентализму» и «постколониализму», которая, по его мнению,
должна стать основой кросс-культурных исследований. Он также предлагает
осуществить деполитизацию и деидеологизацию образования и науки.
Таким образом, концепция «синологизма» ГуМиндуна оказывается сложнее
и многограннее концепции «ориентализма» Э. Саида.
Подобного рода теории и дискуссии в очередной раз заставляют нас заду-
маться о том, что востоковедение — это не только наука, но и своеобразная
форма диалога между Востоком и Западом.
Синецкая Э. А. (ИВ РАН, Москва)
К вопросу обрядового сопровождения похорон
в новом Китае
По мнению некоторых ученых, отношение к смерти — своего рода эталон,
индикатор характера цивилизации. Погребальные обычаи и ритуалы являются
отражением, составной частью проблемы смерти. И рассмотрение погребаль-
ных обычаев и ритуалов также способно пролить свет на системы мировиде-
ния и ценностей, принятые в обществе. Как каждый исторический феномен,
естественно, и этот подвержен трансформации, о чём свидетельствует новая
китайская литература.
В романе Лао Шэ «Моя жизнь» мы узнаём о весьма существенных измене-
ниях в востребованности ремесла клеильщика в Пекине (судя по всему, в начале
прошлого века). «В благословенные годы» многоступенчатый китайский
обряд похорон требовал изготовления из бумаги массы жертвенных предме-
тов—практически всех вещей, окружавших умершего в жизни и необходимых
покойному в его новой ипостаси (со временем появлялись новые предметы,
н.п. автомобили). Однако «после борьбы с суевериями эти обряды перестали
кого-либо интересовать», и «у мастеровых из-за этого исчезло пропитание».
В повести вышедшего на арену литературной деятельности в 80-е годы
XX века Сяо Цзянхуна «Сто птиц летят к фениксу» показано постепенно
отмирания всенепременного сопровождения свадеб и похорон в селениях
в Гуйчжоу игры на сона. Но в нынешние времена не нашлось уже исполнителей,
1...,169,170,171,172,173,174,175,176,177,178 180,181,182,183,184,185,186,187,188,189,...562
Powered by FlippingBook