Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 181

Источниковедение и историография Китая
179
Таким образом, отношение Ван Чуна к
чэнь вэй
оказывается двойственным:
по-видимому, он разделяет их на подлинные и поддельные, активно используя
первые и критикуя вторые, причём в последнем случае он старается замаски-
ровать их под речи современников и безликие «книги учёных».
Шульга Д. П. (НГУ, Новосибирск)
Особенности источников изучения общности «
ди
»
Северного Китая на рубеже древности и средневековья
1
На протяжении эпох Чжоу, Цинь, Хань и Троецарствия к северу от китайских
государств существовал целый ряд племен «варваров», изучать которые разумно
не только по археологическим материалам, но и по материалам письменных
источников. В данной работе мы заострим внимание на «ди», которые могут
быть понимаемы и как племена, и как этнос, и как политоним. Эта общность
выбрана потому, что упоминается во многих письменных источниках с эпохи
Восточная Чжоу до Троецарствия. В частности, достаточно ранние упоминания
мынаходимпри описании царства Чжуншань, основанного одной из ветвей «ди».
В книге «Планы Сражающихся царств» в разделе «планы Чжуншань»
пишется о ситуации, сложившейся в середине Чжаньго. По отношению к царю
Чжуншаня царство Ци проводило недружелюбную политику, основываясь на
том, что «наша страна может выставить 10 000 колесниц, а Чжуншань может
выставить 1000 колесниц, как же можно говорить о равенстве наших царств?».
Указывалось, что царство Чжуншань не пара Ци, так как, в частности, основано
жунами и ди, а также внимание заострялось на том, что царство Чжуншань куда
меньше. Это интересно потому, что по археологическим материалам Чжуншань
этого периода почти неотличим от соседних классических царств Центральной
равнины. Однако память об основателях «варварского» происхождения была
жива и среди других государств, и, очевидно, внутри страны.
На время эпох Цинь и Хань термин «ди» сокращает свое хождение, на исто-
рическую арену выходят юэчжи, усуни, сюнну, ухуани и другие народы. Однако
на рубеже древности и средневековья в Китае он появляется в военном трактате
Чжугэ Ляна
2
. Со времен первых свидетельств об этих народах население степей
успело поменяться несколько раз. Но китайцы продолжали использовать старые
наименования. Думается, древние авторы просто не ставили перед собой «этно-
графических» задач. Хозяйственный, общественный, а во многом и культурный
облик номадов I тыс. до н. э. был достаточно однородным. Долгожили и названия.
1
Работа выполнена в рамках проекта РГНФ№14–01–00477.
2
Чжугэ Лян.
Чжугэ Лян биньшу [
诸葛亮。诸葛亮宾书。北京:阳山出版社
]
Военный трактат Чжугэ Ляна. Пекин: Яншань чубаньшэ, 2008. 278 с.
1...,171,172,173,174,175,176,177,178,179,180 182,183,184,185,186,187,188,189,190,191,...562
Powered by FlippingBook