Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 187

Источниковедение и историография Японии: Памяти проф. В. В. Рыбина (1948–2014)
185
чжуро-Монголия» впервые появился в Японии после русско-японской войны
1904–1905 гг., когда по Портсмутскому мирному договору Японии отошли
Южный Сахалин, права на аренду Ляодунского полуострова и южная часть
КВЖД—ЮМЖД (Южно-Маньчжурская железная дорога). В 1906 г. ЮМЖД
превратилось в акционерное общество (
мантэцу
), и это стало главной мерой
по экономическому и политическому укреплению Японии в Маньчжуро-Мон-
голии.
Мантэцу
стала основным каналом проникновения сюда японского
капитала и главным средством эксплуатации этих земель. Ведь кроме желез-
ных дорог и железнодорожных мастерских эта компания владела угольными
шахтами (в Фушуне и Яньтане), железными рудниками (в Аншане), газовыми
лесопильными заводами, доменными печами и т. д. Вплоть до Маньчжурского
инцидента в 1931 г. и основания Маньчжоу-го годом позже Япония еще больше
усилила свое присутствие в этом районе, а после 1932 г. стала безраздельно
владеть Маньчжуро-Монголией.
Дулина А. М. (ИСАА, МГУ, Москва)
Монгольские вторжения в Японию в 1274 и 1281 гг.
(по материалам японских источников конца XIII века)
Монгольские завоевания XIII в. охватили огромную территорию Евразии.
Потомок великого завоевателя Чингис-хана Хубилай (1215–1294) после поко-
рения Китая и основания в Поднебесной династии Юань устремил свой взор
на Японский архипелаг. Монголы дважды вторгались в Японию, но их попытки
захвата архипелага не увенчались успехом.
В данной работе проведен сравнительный анализ японских источников
конца XIII в. по вторжениююаньских войск в Японию в 1274 и 1281 гг. Первый
источник – иллюстрированный свиток «Мо:ко сю:рай экотоба», созданный по
заказу самурая по имени Такэдзаки Суэнага из провинции Хиго (современная
префектура Кумамото, о-в Кюсю) с целью засвидетельствовать его подвиги
в сражениях с монголами и получить награду. Второй — «Хатиман гудо:кин»
(«Наставление глупым детям о Хатиман») — история святилища Ивасимидзу
(Киото) и культа божества-охранителя Японии Хатиман, остановившего мон-
гольское нашествие.
Изучение источников позволило сделать несколько важных выводов.
Во-первых, оба произведения, созданные спустя десятилетие после нападения
монголов, представляют большую ценность для реконструкции монгольского
нашествия, поскольку подробно описывают организацию войск, тактику боя,
подвиги воинов и пр.
Во-вторых, в изученных памятниках, в отличие от, например, китайской
династийной хроники «Юань ши» («История династии Юань», XIV в.), нет
1...,177,178,179,180,181,182,183,184,185,186 188,189,190,191,192,193,194,195,196,197,...562
Powered by FlippingBook