Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 20

Секция I
18
надписи. Мастера Турции нередко использовали готовые материалы (сохра-
нившиеся античные колонны, плиты), поскольку они были наследниками
греко-римского мира.
Атнашев В. Р. (СЗИУ РАНХиГС, Санкт-Петербург)
Конфессионализм и эволюция
института гражданства в Ливане XX в.
Сообщение посвящено специфике гражданства в Ливане, который
отличает особая государственная модель, получившая название конфесси-
онализм.
Ливанская конфессиональная система сложилась еще в первой трети ХХ в.,
когда Ливан находился под французским мандатом. Конфессиональный прин-
цип был закреплен в ливанской конституции 1926 г. и позднее в Национальном
пакте 1943 г.
После обретения независимости Ливаном эта система сохранялась,
несмотря на значительные изменения демографической ситуации и баланса
этноконфессиональных сил, что показано в сообщении на основе конкрет-
ных данных.
Автор рассматривает положения Конституции Ливана в редакции 1990 г.,
которая в качестве основной национальной задачи декларирует «отмену
конфессиональной системы». Далее на примере института гражданства пока-
заны недостатки конфессионализма с политико-правовой точки зрения. Так,
ливанское законодательство не предоставляет равные права гражданства детям
ливанских женщин, находящимся в браке с иностранцами. Хотя Ливан с ого-
воркой ратифицировал Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин, положения закона, дискриминирующие женщин, не
были изменены.
Семейное законодательство Ливана также предусматривает особые нормы
применительно к каждой религиозной конфессии. Например, правило, регу-
лирующее выезд из страны несовершеннолетних детей граждан Ливана затра-
гивает интересы иностранных гражданок, состоящих в браке с гражданами
Ливана и имеющих общих детей.
Автор не согласен с оценками ливанского конфликта как чисто религи-
озного. В целом, по-прежнему существующая система конфессионализма,
осложненная клановым характером отношений и влиянием внешних факторов,
ведет к расшатыванию государства и растворению гражданской идентичности
в интересах отдельных общин. По мнению автора, достижение национального
согласия возможно лишь в случае постепенного реформирования сложившейся
в Ливане системы.
1...,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19 21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,...562
Powered by FlippingBook