Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 203

Источниковедение и историография Японии: Памяти проф. В. В. Рыбина (1948–2014)
201
Овчинникова Л. В. (ИСАА МГУ, Москва)
О воспитании «патриотического духа» в Корее
во 2-й половине 1930-х гг. (По страницам служебных
изданий японского генерал-губернаторства)
Служебные издания японского генерал-губернаторства в Корее (матери-
алы полиции, суда и прокуратуры), выпущенные в Сеуле в 1920-е — начале
1940-х гг. на японском языке, представляют значительную ценность для иссле-
дования разных аспектов истории колониального периода Кореи и Японии. Они
рассказывают о ситуации в Корее, о социальных, культурных, идеологических
процессах, происходящих в этой стране, повествуют о формах и масштабах
антияпонского сопротивления.
Одновременно они представляют обширную информацию о деятель-
ности колониальных властей, наглядно показывают методы управления
в Корее. Исследуемые материалы помогают сделать вывод об умелой
маневренности и гибкости, о продуманности и многообразии методов
управления и контроля в колонии. Японские издания представляют доку-
ментальные сведения о мерах, предпринимаемых колониальной админи-
страцией и ее карательными органами. Неизменным средством при этом
оставались репрессии, обеспечиваемые мощным полицейским аппаратом.
Но во 2-й половине 1930-х гг. ограничиваться ими становилось все труднее.
Была разработана и приведена в действие продуманная система допол-
нительных приемов, основой которой была идеологическая обработка
местного населения.
Главное внимание уделялось «патриотическому воспитанию». Внедрению
патриотических настроений в колониальной Корее были призваны служить
прояпонские организации, такие, как «Союз по мобилизации сил нации»,
ячейки которого, называемые «патриотическими группами», были созданы
по всей стране, молодежные патриотические организации. Были проведены
и другие мероприятия. Так, например, была введена система добровольчества
для корейцев, проведена реформа в образовании, которая касалась работы
школ, библиотек и пр. Проводились меры по общественному воспитанию (вве-
дение патриотического дня, создание патриотических отрядов). Целью этой
политики было внедрение в общественное сознание идеи величия Японии,
необходимости всячески содействовать ее победе. Населению усиленно вну-
шались идеи японо-корейского единства. Лозунг «Корея и Япония — одно
целое, одна семья» призван был ослабить нарастающий протест, стать
бальзамом для больного национального самолюбия корейцев, повысить их
усердие в труде.
Сведения закрытых служебных изданий генерал-губернаторства не
тольео рассказывают об особенностях японской колониальной политики
1...,193,194,195,196,197,198,199,200,201,202 204,205,206,207,208,209,210,211,212,213,...562
Powered by FlippingBook