Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 205

Источниковедение и историография Японии: Памяти проф. В. В. Рыбина (1948–2014)
203
Паршина А. П. (НГУ, Новосибирск)
Роль «человека культуры»
бундзин
в жизни японской
интеллигенции эпохи Эдо
В странах синоиероглифического региона понятие «человек культуры»
(
文人
бундзин
) связано с трактовкой духовной сути человека, «воплотившего
в себе культурное начало»
1
. Представители данной категории воспитывались
на известных принципах классического конфуцианского образования и морали,
реализовывая себя, по большей части, через искусство, по меньшей, — через
службу на государственном посту. Отличительной особенностью «человека
культуры» являлось его противопоставление лицам военного сословия.
Истоки формирования этой специфической категории людей находятся
в Древнем Китае. Их будущие прототипы можно увидеть уже в период Шести
династий (222−589), однако окончательный образ складывается лишь к началу
династии Сун (960−1279)
2
. По мнению ряда отечественных и японских иссле-
дователей, свое логическое завершение данная категория приобретает в период
правления династии Мин (1368−1644).
Что касается Японии, то там до конца не установлено время проникнове-
ния «китайских интеллектуалов», более того, некоторыми исследователями
ставится под сомнение сам факт их наличия. Между тем, в середине эпохи
Эдо факт существования «человека культуры» признается неоспоримым. Об
этом свидетельствуют социально-политические и идеологические изменения
в обществе эпохи Эдо—например, появление «культурно-просветительских»
салонов, развитие материалистических идей и др. Во многом благодаря актив-
ной просветительской позиции «людей культуры» открывались многочислен-
ные учебные заведения, которые могли посещать представители всех сословий;
развивалось издательское дело и журналистика. Начинался постепенный
процесс формирования новой национальной идеологии.
Пустовойт Е. В. (ИИАЭ ДВО РАН, Владивосток)
Типология письменных источников королевства Рюкю
(1392–1879)
Вюжной части современной Японии на островах архипелага Рюкюфункци-
онировало полунезависимое королевство Рюкю. Общепринятым считается, что
формирование государственных институтов приходится на начало XV в., когда
1
Малявин В. В.
Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени.
М.: Астрель, 2000. С. 80.
2
Мураками Тэцуми.
Тю:гоку бундзин рон [
中国文人論]
Трактат о китайских людях
культуры. Токио: Кю:косёин, 1994. С. 32–52.
1...,195,196,197,198,199,200,201,202,203,204 206,207,208,209,210,211,212,213,214,215,...562
Powered by FlippingBook