Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 215

Источниковедение и историография Японии: Памяти проф. В. В. Рыбина (1948–2014)
213
Японией достижений Западной Европы может стать пример математики.
Исследователями чаще уделяется внимание тем областям знаний, которые
в эпоху Эдо переживали застой (медицина, физика, химия, кораблестроение,
механика и горное дело) и для развития которых заимствование достижений
западной науки действительно являлось насущной необходимостью. Однако
развитие математики в Японии следует рассмотреть особо.
Во-первых, японская математика
васан
демонстрировала непрерывное
поступательное движение. Многие открытия совершались раньше европейских.
Наиболее яркий пример—успехи Сэки Такакадзу. Заслугой этого ученого явля-
ется не только самостоятельно разработанная теория отрицательных уравнений,
метод решения уравнений третьей и далее степеней, открытие отрицательных
и мнимых (комплексных) корней, развитие теории определителей и бесконечно
малых чисел, но и введение в 1686 г., раньше Лейбница и Ньютона, своего
варианта дифференциального исчисления. Такэбэ Катахиро разработал свой
метод вычисления площади части шара, а в 1772 г. нашёл разложение функции
(
arcsin
x
)² в степенной ряд, опередив европейского коллегу Леонарда Эйлера.
Такэбэ открыл метод экстраполяции Ричардсона на 200 лет раньше самого
Ричардсона. Вместе с Адзима Наонобу они усовершенствовали теорию кругов,
деля не на дугу, а на хорду, т. е. используя простое интегрирование. Значительно
раньше, чем в Европе (Дж. Мальфатти) была решена задача вписания трёх
кругов в треугольник.
Во-вторых, в этой отрасли знания европейская наука восприняла многие
успехи японской традиционной математики — как нестандартные или альтер-
нативные решения. И это следует особо подчеркнуть.
Хронопуло Л. Ю. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
«Волшебная» молодёжь в произведениях Оцу Ити
Оцу Ити (р. 1978) — известный японский писатель, работающий главным
образом в жанрах детектива и «мистического реализма». Часто героями его
произведений становятся дети, подростки, студенты, молодые люди, либо
наделённые сверхъестественными способностями, либо по воле случая оказы-
вающиеся в сказочных обстоятельствах. Так, герой повести «Исиномэ» с самого
раннего детства во время игр с друзьями готовился к возможной встрече со
злой волшебницей Исиномэ, чей взгляд обращает в камень. И хотя взрослые
называли эти детские игры данью местным традициям и легендам, которые
рассказывали о злой волшебнице, юноше суждено было, повзрослев, встре-
титься с ужасным созданием. В рассказе «Рисунок этого ребёнка не закончен»
родители маленького Юма обнаруживают, что всё, что нарисует сын, даже
самое невероятное, воплощается в жизнь, если сын действительно верит в то,
1...,205,206,207,208,209,210,211,212,213,214 216,217,218,219,220,221,222,223,224,225,...562
Powered by FlippingBook