Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 224

Секция VIII
222
Араджиони О. Ю. (НГУ, Новосибирск)
Эволюция и функции масок в истории корейской культуры
Маска как элемент национальной корейской культуры не является изобрете-
ниемодних лишь корейцев. Возникновение иразвитиефеноменамаски прослежи-
вается в культурах разных народов с древнейших времен, в связи с чем изучение
локальных вариантов функционирования маски через выявление ее социального
и художественного значения на примере традиционной корейской культурыпред-
ставляется актуальной исследовательской задачей. Маска являет собой элемент
древней и современной культуры, отражая конфессиональный, профессиональ-
ный и половозрастной статусы человека. Она выступает в качестве важного
элемента духовной жизни, а также необходимой части архаических ритуалов
и обрядовых практик, служит инструментом формирования индивидуальности.
В Корее маски считались важным сакральным объектом и использовались
в ритуальных целях. Наиболее ярко эта роль масок воплощалась в похоронной
обрядовой деятельности, где они выполняли роль защитников души усопшего.
В бытовой культуре корейцы применяли маски в надежде защитить себя и свой
дом от злых духов. Кроме того, с глубокой древности с масками совершались
ритуалы моления о хорошем урожае и благополучии в деревне.
Особенности использования масок менялись на протяжении всего времени
их существования. Постепенно маски стали неотъемлемой частью танцеваль-
ных представлений
тхальчхум
탈춤
и драматических спектаклей. Основой
для создания таких танцев в масках было не только проведение ритуала по
изгнанию злых духов. Социальные функции театра масок реализовывались
через сатиру и пародию –– с помощью ярких характерных амплуа высмеи-
вались буддийские монахи, аристократы и ученые, а также критиковались
человеческие слабости и пороки.
Многообразие форм и функций традиционных корейских масок обусловило
их особое значение в истории культурыКореи. Эволюциюи ритуальные функции
масок целесообразно рассматривать на примере масок
хахве
하회
(
河回
), создан-
ных в эпоху Корё (XII в.). К анализу привлечены материалы, собранные автором
в ходе полевых исследований в деревне Хахве (г. Андон, Республика Корея).
Винокурова К. А. (НГУ, Новосибирск)
Феномен «халлю» как источник сохранения традиционной
культуры корейцев в условиях глобализации
Представители современного корейского этноса, обладая гибкостью и лег-
костью мышления, ориентированы на междисциплинарность и поиск новых
точек зрения на окружающую действительность. Современная корейская
1...,214,215,216,217,218,219,220,221,222,223 225,226,227,228,229,230,231,232,233,234,...562
Powered by FlippingBook