Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 232

Секция VIII
230
Лазарева К. В. (НГУ, Новосибирск)
Ритуал
мэхян
(
埋香
) как исторический источник при
реконструкции жизни корейской общины (X–XII вв.)
Ритуал «
мэхян
»
매향 埋香
(букв. «Закапывать аромат [в землю]») –– уни-
кальный феномен, который, с одной стороны, сформировался под влиянием
китайской культуры благовоний
香文化
(кит.
сянвэньхуа
), а, с другой стороны,
приобрел специфические черты на корейской почве –– в частности, под влия-
нием событий, происходивших в корейском обществе в XIV–XV вв.
В начале XIV в. усилилась внешняя опасность, исходившая от действий
японских пиратов
вако
в южной части Корейского полуострова. Последние
нападали на прибрежные зоны с целью грабежей (в источниках упоминаются
такие пострадавшие города, как Сачхон, Косон, Намхэ и др.). Так, в Корёса
(«Истории государства Корё», 1530) сообщается о том, что в 1232 г. жители
Северного Кюсю побывали в Корё и силой вывезли оттуда сокровища
1
.
Сопротивление внешней угрозе возглавили авторитетные буддийские
монахи, воспользовавшись популярностью культа Будды Майтрея. Неотъем-
лемой частью культа был ритуал
мэхян
(«захоронение благовоний»), согласно
которому в землю закапывали древесину ароматических деревьев. Люди верили
в то, что посредством аромата, который поднимается на поверхность из-под
земли, их желания будут услышаны Буддой Майтрея.
Ритуал
мэхян
был направлен на усмирение волнений среди тех, кто жил
в прибрежных районах. На месте проведения ритуала устанавливался мемо-
риальный камень, зачастую на нем наносились надписи, фиксирующие то
или иное важное событие в жизни общины. Неслучайно подавляющее число
таких камней найдено именно в южных районах Кореи. Эти памятники служат
важными эпиграфическими источниками при реконструкции ритуальной дея-
тельности и повседневной жизни корейской общины в X–XII вв.
Ли Сан Юн (РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург)
Образ матери в корейской литературе:
традиции и современность
Образ матери в корейской литературе соотносится прежде всего с образом
человека, обладающего терпением, верностью, добротой и почтительностью
к старшим. Как очевидно, эти добродетели можно назвать национальными
особенностями корейской женщины, веками соблюдавшей конфуцианские
законы.
1
Boxer C. R.
Piracy in the South China Sea // History Today (1980), № 12. P. 40–44.
1...,222,223,224,225,226,227,228,229,230,231 233,234,235,236,237,238,239,240,241,242,...562
Powered by FlippingBook