Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 24

Секция I
22
Беркович Н. А. (СПБГИК, Санкт-Петербург)
Реальность палестинского этноса: этногенез в изгнании
О палестинском этносе можно обоснованно утверждать со времени начала
палестинской Катастрофы (а
н-Накба
). Ее доминанта, как нам представляется,
не столько в проблеме территорий, беженцев, что не умоляет их значимости,
и не в Восточном Иерусалиме, как предполагаемой столице Палестинского
государства, а в том, что демаркация территорий неизбежно ведет к этно-
политической трансформации, в результате которой начинается этногенез
палестинского народа.
Доминантой этногенеза и этнической истории палестинцев становится
дивергентность в деструктивной форме изгнания, в контексте так называемых
«палестинских комплексов». По нашему мнению обосновано утверждать о тро-
якой дивергенции палестинского этногенеза. Первое, это дивергенция в форме
сепарации от лингвистически и, главное, историко-культурно родственных
этносов региона Северной Африки и Ближнего Востока, прежде всего иор-
данцев, ливанцев, сирийцев, йеменцев и др. Между ними и формирующимся
палестинским этносом устанавливаются этнические дистанции, потенциально
несущие конфликтогенную напряженность. Как аналогию можно приве-
сти пример сепарации, присущий этногенезу бангладешцев и пакистанцев,
дивергентных в отношении к другим народамЮжной Азии, главным образом
к индийским. Второе — это дивергенция как отчуждение от территории про-
живания, от своего первоначального этнокультурного пространства, приоб-
ретающая сакральную значимость и смысловые доминанты повседневности:
свою традиционную семантику, числовые константы, цвета и т. п. И третье,
это внутренняя дивергенция палестинцев, их многолетняя разобщенность.
В результате этногенеза в изгнании формируется палестинская этничность:
архетипичность, ментальность, самосознание, включая национальную иден-
тичность и этноним: «Мы палестинский народ».
Бизюков С. Н. (Санкт-Петербург)
Юридические уловки (
хийал
) в исламском праве:
история и современность
Одной из характерных черт исламского права, во многом отличающего его
от других правовых систем, является наличие в нем концепции так называемых
юридических стратагем, или уловок (
iyal
), которые в общем виде определя-
ются как юридические приемы или фикции, предназначавшиеся для обхож-
дения обязательных предписаний шариата, избегая при этом их формального
нарушения. На протяжении веков юридические уловки-
iyal
применялись во
1...,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23 25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,...562
Powered by FlippingBook