Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 264

подумывал о преподавательской деятельности в Берлине. Но университетская
кафедра оказалась не тем местом, где ему было суждено остаться: в 1849 г. он
был включён в состав Большой африканской экспедиции, участие в которой
и определило всю его дальнейшую судьбу.
Его труд «Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке» до
сих пор представляет собой «кладезь знаний» как для зарубежных, так и рос-
сийских африканистов. Для отечественной историографии путевые заметки Ген-
риха Барта представляют особый интерес в связи с тем, что этот исторический
источник до сих пор не введён в научный оборот в полном объёме. Отсутствуют
и переводы работ, оставленных этим путешественником, чей вклад в развитие
изучения истории Африки южнее Сахары трудно переоценить. Ведь именно
Барт — первый научный исследователь Западной Африки, потому что все
европейские предшественники, побывавшие до него в этой части континента,
не имели академических знаний. В своих путевых заметках Барт нередко ссы-
лается на Льва Африканского и ХьюКлэппертона, что говорит о том, что он был
знаком с их работами. Кроме того, Барт знал некоторые местные языки (хауса,
фульфульде и др.) и арабский, что позволило ему самостоятельно исследовать
историю некоторых государств, например, империи Сонгаи по хронике «Тарих
ас-Судан», которую он открыл для европейской науки. Таким образом, Генриха
Барта можно з
а
служено считать пионером в исследовании Африки.
Гриб А. С. (Heidelberg University, Heidelberg)
Ковер или Храм: генезис орнамента африканской
коранической доски
Символика коранической доски Северной, Западной и Восточной Африки
XIX-XXI вв. предполагает несколько уровней прочтения. Первый уровень—это
собственно коранический текст, второй—орнамент, третий—форма. Доклад
посвящен второму уровню—изобразительной или орнаментальной символике.
Самым спорным вопросом при классификации орнамента досок является деле-
ние на группы «ковровый» и «архитектурный», под которыми подразумеваются
изображения и атрибуты Храма и ковра.
Декор досок разнообразен, региональные типы представлены оригиналь-
ными мотивами или композициями — космогоническими, архитектурными,
растительными и фигуративными. Но большинство образцов генетически
восходит к «ковровому» или «текстильному» орнаменту, характерному для
средневековой иудейской, христианской и мусульманской материальной
культуры текста. В искусствоведении он классифицируется как «ковровая
страница», или ‘унван, и признан неотъемлемым атрибутом ближневосточной
рукописной книги.
Секция X
262
1...,254,255,256,257,258,259,260,261,262,263 265,266,267,268,269,270,271,272,273,274,...562
Powered by FlippingBook