Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 27

Источниковедение и историография Ближнего Востока
25
суннита Н. Каббани (1923–1998), которая, насколько нам известно, в этом
разрезе ещё не исследовалась.
Анализ текстов 13 сборников Каббани периода 1943–1978 гг. выявил
68 исламских и 46 христианских реалий, включённых в образный мир поэта
и точно атрибутируемых
.
В процессе исследования было также установлено:
• картина мира поэта сложилась к 1943 г. и после не претерпевала суще-
ственных изменений. С самого начала для неё значимы исламские
и христианские образы
1
, при этом они художественно равноправны (имя
любимой сравнивается и с Евангелием и с Кораном, упоминаются вместе
мечети и церкви);
• религиозные реалии используются тропеически для передачи душевных
переживаний (крестные муки, суфийские мотивы) и напрямую — для
описания топоса, при этом христианские образы (церкви, колокола)
превалируют над исламскими (мечети,
азан
);
• христианские и суфийские образы использованы в наиболее чувственных,
подчас эротических сценах, когда нельзя прибегнуть к чисто исламским;
• исламская тематика разнообразнее христианской: использованы 32 ислам-
ские реалии (в т. ч. коранические аллюзии, суфийские термины, персо-
нажи исламской истории) и 18 христианских (Христос, распятие, цитата
из Нагорной проповеди).
Можно заключить, что в 1920–1940 гг., когда формировались основы кар-
тины мира Н. Каббани, христианство было включено как в аудио-визуальный,
так и, в меньшей степени, общий культурный контекст Дамаска.
Болдина Юлия (ВФ СПбГУ; Université Paris IV-Sorbonne, Париж)
Потомки морисков и сефардов:
этнокультурная идентичность в условиях глобализации
Доклад посвящен потомкам морисков и сефардов — населению, изгнан-
ному из Испании после победы Реконкисты. Сегодня они имеют самобытную
культуру, подкрепленную коллективной памятью и традициями, и продолжают
считать себя наследниками аль-Андалуса. Однако этнокультурная идентич-
ность обеих диаспор претерпевает значительные изменения в связи с процес-
сами глобализации.
С одной стороны, происходит интернационализация культурного, эконо-
мического и политического пространства, что влечет за собой ослабление
культурной идентичности. С другой — в современном мире значительно
1
Их число несколько возрастает после переезда поэта в Бейрут в 1968 г., но основные
мотивы появляются в более ранних сборниках.
1...,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26 28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,...562
Powered by FlippingBook