Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 295

Мамми Вата также называют «Матерью воды» или «Хозяйкой воды»,
подразумевая прежде всего морскую или океаническую воду. Поклонение
Мамми Вата тесно связано с культом вуду (религия, которой придан почти
официальный статус в Бенине и на Гаити).
Как и многие божества, Мамми Вата двойственна — она олицетворяет
собой море, которое кормит людей, живущих на его берегах, но также и раз-
рушительную океанскую стихию, перед лицом которой люди ничтожны.
Собственно, также амбивалентна и вечная спутница Мамми Вата — змея,
которую богиня носит на шее в виде колье или на предплечьях в виде браслетов.
Хозяйка воды — существо не только сверхестественное, но и надприродное.
Она сочетает в себе три мира: животный (рыбий хвост), человеческий (верхняя
часть тела) и спиритуальный (может проникать в сны и насылать лихорадку).
Западноафриканскую Мамми Вата часто отождествляют с гаитянской
Симби (Simbi) и бразильской и кубинской Йеманжой (Yemanja).
Однако, в отличие от Йеманжи, Мамми Вата не дарует семейного счастья
или беременности своим «дочерям». Бессмысленно и небезопасно просить этого
у бездетной и безмужнейХозяйки воды. Сфера влияния западноафриканскоймор-
ской богини — соблазнения и обман (измена). Не случайно в странах Западной
АфрикиМаммиВата является патронессой представительниц первой древнейшей
профессии, и чем-то вроде «цехового» божества, которому регулярно приносятся
пожертвования. Богиня тщеславна, корыстна, суетна и «слишком женщина».
Легенды о Мамми Вата множатся благодаря тому, что богиня слишком
выбивается из принятых традицией поведенческих рамок для женщин. Образ
Мамми Вата олицетворяет мечты и страхи современного ивуарского общества.
Семенова В. Н. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Эфиопская иконография как источник по политической
истории страны конца XIX — начала XX вв.
Светская картина, появившаяся в эфиопской культуре на рубеже XIX–XX
вв., представляет интерес, прежде всего, с точки зрения художественного выра-
жения некоторых политических и исторических реалий того времени. Сложился
этот жанр под влиянием западноевропейской культуры, активно проникавшей
в страну с открытием дипломатических миссий и торговых представительств.
Появляются художники, пишущие картины исключительно на светские темы.
Это были иконописцы, то есть люди, получившие церковное образование. При
необходимости изобразить реально живущее лицо они были вынуждены поль-
зоваться иконописной техникой, которая была им знакома. Первым это отметил
С. Б. Чернецов, обратившейся в своем исследовании эфиопской иконографии
в том числе к светской живописи Эфиопии указанного периода.
Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
293
1...,285,286,287,288,289,290,291,292,293,294 296,297,298,299,300,301,302,303,304,305,...562
Powered by FlippingBook