Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 30

Секция I
28
главным в его наследии. Его феномен объединяет историю и культуру народов
России, Азербайджана, Ирана, Турции.
Научное наследие А. К. Казем-Бека основано на комплексном текстоло-
гическом изучении разнообразных письменных памятников народов и стран
мусульманского Востока. Основным направлением его научной деятельно-
сти в области арабистики, тюркологии, османистики и иранистики в Казани
(1826–1849) и Санкт-Петербурге (1849–1870) стали поиск, комплектация
и изучение мусульманских рукописей и книг, переводы классических текстов
арабо-мусульманской цивилизации.
В истории российской и мировой ориенталистики Мирза Казем-Бек изве-
стен как крупнейший представитель текстологического изучения оригиналь-
ных письменных памятников народов мусульманского Востока. Его методика
текстологического изучения прослеживается в опубликованных им работах,
посвященных известным арабо-мусульманским источникам: «Ассеб-ус-сейяр,
или Семь планет…» (1831), «Мюхтесерюль-викгает» (или «Сокращенный вик-
гает»)» (1845), «Сабат аль-аджизин» (1847), «Дербенд-наме»(1851), «Полный
конкорданс Корана…» (1859), «Шераи уль-Ислам» (Кн. 1, 1862, Кн.2, 1867) и др.
Научное наследие Мирзы Казем-Бека, в особенности в области изучения
арабо-мусульманских источников, не потеряло своего значения и сегодня.
Оригинальные материалы этого ученого и мыслителя сохраняются в россий-
ских и зарубежных центрах. Поиск, систематизация и вовлечение в научный
оборот этих рукописных материалов остаются важной задачей современного
востоковедения.
Васильцов К. С. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург)
‘Илм ал-ихтийарат
в средневековой мусульманской
традиции
В ранних мусульманских источниках термины
‘илм ан-нуджум
и 
‘илм
ал-фалак
обозначали одновременно и астрологию и астрономию. Более позд-
няя средневековая традиция проводит четкое различие между наукой о звез-
дах (
‘илм ан-нуджум
) и наукой о небесных сферах (
‘илм ал-фалак
), которые
служили обозначением для астрологии и наукой о структуре [вселенной]
‘илм
ал-хай’а
, обозначавшей астрономию (или в некоторых случаях космографию).
Несмотря на то, что на протяжении всего средневекового периода практическое
применение астрологии являлось предметом дискуссий и полемики среди
мусульманских богословов и ученых, астрология активно практиковалась
в Иране, как и в других областях
дар ал-ислам
.
Основными разделами юдициальной астрологии (
сина‘ат ал-ахкам, ахкам
ан-нуджум
) являются генетлиалогия (
ал-мавалид
) — предсказание судьбы
1...,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29 31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,...562
Powered by FlippingBook