Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 302

Шарова А. С. (ЯрГУ, Ярославль)
Детские рисунки догонов — попытка самоопределения
или дань современности?
Страна догонов — одно из самых посещаемых туристами мест в Африке.
Многое здесь привлекает иностранцев, и многое они увозят с собой в качестве
сувениров. Одним из таких памятных приобретений являются детские рисунки.
Чаще всего это изображения танцоров в масках, жилищ догонов, алтарей
и жертвоприношений, элементы ритуальных церемоний плато Бандиагара.
Рисунки выполнены простым карандашом и маркерами на обычных тетрадных
листах. Каждый «шедевр» имеет подпись маленького художника 7–12 лет.
Возраст также обозначается на произведении. Все изображения сделаны
исключительно мальчиками
1
.
Рисунки продают сами дети, иногда целыми тетрадями, в местах наиболее
популярных среди туристов, таких как деревни Сангха, Банани и Тирели,
попутно предлагая свои услуги в качестве гидов.
С одной стороны, продажа рисунков детьми — способ получения денег от
иностранцев, что обусловило тематику изображений. С другой— это средство
самоопределения. По мнению психологов, дети растут в определённой среде
и изображают то, что чувствуют и замечают вокруг
2
. Они показывают таким
способом свое восприятие и понимание мира. Маски, ритуальные церемо-
нии— то, что окружает детей догонов в повседневной жизни. Примечательно,
что во время экспедиции Марселя Гриоля в 1930-е годы они рисовали машины
и самолеты
3
, а сейчас такие изображения уже не встретишь, только элементы
традиционной культуры.
Хотя тематика детских рисунков догонов исвязана отчасти с такими явлениями,
как глобализация и глокализация, тем не менее для ребенка творчество—способ
выражения своихмыслей и чувств, отражение той реальности, в которой онживет,
поэтому и изображать он будет наиболее значимые для него объекты.
Шипилов А. Ю. (НИУ ВШЭ, Москва)
Политика Ирана в Западной Африке в контексте
международного шиитского ислама
Усиление глобального шиитского ислама связано с Исламской Революцией
1979 г. в Иране, а также с военными и политическими успехами Хизбаллы,
1
Schildkrout E
. Drawing tradition: Dogon Children’sArt in theAge of Tourism // African
Arts. 2004. V. 37. №1. P. 51.
2
Новикова О
. «Тайный язык» детского рисунка // Мама и малыш. 2005. №5.
3
Griaule M
. Jeux dogons. Paris, 1938. P. 181.
Секция X
300
1...,292,293,294,295,296,297,298,299,300,301 303,304,305,306,307,308,309,310,311,312,...562
Powered by FlippingBook