Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 313

гаритском абецедарии объясняются вокалическим компонентом египетских
групп знаков «новой орфографии» (египетское силлабическое письмо, при-
менявшееся с XV в. до н. э. для передачи иноязычных слов), к которым могли
восходить угаритские знаки (Hodge 1969).
Николаев А. Н. (ВФ СПбГУ; ГЭ, Санкт-Петербург)
1
К вопросу о датировке саркофага Пакеша
из собрания Государственного Эрмитажа
Саркофаг человека по имени Пакеш состоит из внешнего (инв. № ДВ-771)
и внутреннего (инв. № ДВ-770) гробов, которые поступили из Египетского
музея Российской Академии наук в 1881 г. На внешнем саркофаге имеются две
продолжительные надписи — жертвенные формулы — на наружной крышке
по центру и на нижней по краю. Вся поверхность внутреннего саркофага от
макушки до ступней заполнена различными иконографическими элемен-
тами и текстами, организованными в восемь горизонтальных регистров. Это
фрагменты из глав 22, 61, 89, 100, 56 Книги Мертвых, а также изображения
богини Нут (с распростертыми крыльями), богов, приводящих Пакеша на суд
Осириса, мумии Пакеша с двумя богинями-плакальщицами по краям, бога
Ра, плывущего на барке, фетишем Абидоса, Хором и Тотом, богинями Нейт
и Селкет, Анубисом. На нижней крышке внутреннего саркофага во всю длину
спины передан столб «джед».
Саркофаг кратко упоминается в пяти работах, однако датируется (Х в.
до н. э.) только в одной, вышедшей более 80 лет назад (Путеводитель
по залам Отдела Востока. Л., 1939. С.  28). Вместе с тем, ряд признаков
указывают на то, что предмет был изготовлен почти на три века позже,
т. е. ок. 730 г. до н. э., в начале правления 25-й династии. Это, во-первых,
примерно одинаковое по занимаемой площади соотношение изображений
и текстов (в более ранние периоды преобладали изображения, в более позд-
ние — тексты); во-вторых, наличие характерного конуса с благовониями
на голове покойного и его одежда; в-третьих, имя собственное «Пакеш»;
в-четвертых, еще присутствующий, но уже редуцированный фетиш Аби-
доса, широкое лицо, выступ вдоль спины на внутреннем гробе, постамент
под ногами и ряд других.
1
Исследование выполнено при поддержке гранта СПбГУ в рамках проекта
2.38.525.2013 «Этнокультурные контакты и взаимодействия в процессе возникновения
и развития древнейших цивилизаций (по памятникам материальной культуры
и письменным источникам древнего Ближнего Востока и Центральной Азии V–I тыс.
до н. э.)».
Источниковедение и историография Древнего Востока
311
1...,303,304,305,306,307,308,309,310,311,312 314,315,316,317,318,319,320,321,322,323,...562
Powered by FlippingBook