Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 318

Тантлевский И. Р. (Институтфилософии СПбГУ, Санкт-Петербург)
Возможные этимологии термина «ессеи» в свете
религиозно-идеологических воззрений Кумранской общины
Докладчик анализирует ряд предложенных к настоящему времени этимологий
загадочного термина «ессеи» (греч.
EÅóóásïé
(вар.
EÉåóóásïé
)/
EÅóóçíïß
; наименова-
ние иудейской секты II в. до н. э. — I в. н. э.), в том числе, и выдвинутые в разные
годыим самим. Полагая, что в наименовании данного религиозно-политического
движения должен был отразиться существенный аспект истории, идеологии или
религиозной практики его адептов (как это имеломесто с наименованиями других
иудейских сект данной эпохи), И. Р. Тантлевский в поисках ответа рассматри-
вает античные и раннехристианские сведения о ессеях в корреляции с данными
рукописей Мертвого море об иудейской Кумранской общине (II в. до н. э. —
I в. н. э.). В частности, исходя из того, что в ряде текстов Кумранской конгрегации
данная религиозная община аллегорически изображает себя в качестве «нового
Ишая»—духовного отца светскогоМессии, «нового Давида», который, согласно
ожиданиямобщинников, появится в конечные дни именно в их среде благодаря их
благочестивой деятельности, И. Р. Тантлевский допускает деривациюобозначения
«ессеи» от имени отца царя Давида Ишай (yišay; греч.
EÉåóóáé
).
С учетом того, что важнейшим отличительным аспектом учения секты
«ессеев», специально выделяемым ИосифомФлавием, была доктрина о предо-
пределении, можно допустить корреляцию обозначения
EÅóóásïé
с арамейским
понятием
aš(š)ayyā’
, (pl. st. emph.), «предестинация». То есть «ессеи» — это
«последователи судьбы», «фаталисты», те, кто верят в предопределение.
И. Р. Тантлевский отмечает ad hoc, что эксплицитно выраженное в рукописях
Кумранской общины учение о Божественном предопределении послужило
важнейшим аргументом для исследователей, идентифицирующих эту конгре-
гацию как
ессейский
центр.
Судя по сообщениям античных авторов о «ессеях» и их египетской ветви,
«терапевтах», члены этих сообществ, пренебрегая земными заботами, ориенти-
ровались на жизнь небесную. Согласно рукописямМертвого моря, кумраниты
верили в незримое присутствие небожителей в их общине во время сакральных
действ, а с другой стороны, сами совершали небесные «вояжи» в экстатиче-
ском состоянии. Не исключена возможность, что в свете этого их прозывали
«рефаимами (масор. огласовка)/рофеимами» (возможно, с некоторой долей
иронии). Данный термин, означающий букв. «целители», в ряде западносемит-
ских языков, в т. ч., в древнееврейском, служил, в частности, для обозначения
душ почивших, а также тех, кто вступал с ними в контакт в рамках особых
культовых сообществ. В переводе на арамейский язык этот термин звучал
как
’asayyā’
(resp. гипотетически
EÅóóásïé
в греч. передаче), а в переводе на
греческий — «терапевты».
Секция XI
316
1...,308,309,310,311,312,313,314,315,316,317 319,320,321,322,323,324,325,326,327,328,...562
Powered by FlippingBook