Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 330

не единственная и далеко не общепринятая. Как и А. М. Щербак, И. Л. Кызла-
сов не смог ничего сказать о сепаратном этногенезе прототюрок вне алтайской
семьи: бесперспективность поисков в этой сфере очевидна.
Вдовченков Е. В. (ЮФУ, Ростов-на-Дону)
Проблема континуитета-прерывности в социальном
развитии сарматского общества
Эволюция общества номадов имеет свои ограничения, обусловленные
спецификой способа производства. Скудные ресурсы экстенсивного кочевого
скотоводства не позволяют переходить к государству и создавать общество
со сложной стратификацией. Еще один важнейший фактор, действующий на
общества евразийских кочевников—постоянные миграции, которые приводят
к политическим и этнокультурным трансформациям. В полной мере выше-
сказанное относится к сарматам. Каждые 100–150 лет новые волны номадов
с востока приводили к смене власти и культуры Сарматии. Мы можем судить об
этих миграциях на основании культурных изменений в погребальном обряде,
смены антропологического типа, сообщений античных авторов,
фиксирующих появления новых этнонимов. Всего можно выделить пять
масштабных миграций и пять последовательных этапов (приходящихся на три
традиционные сарматские археологические культуры).
Каждая новая миграция приводила к политическим изменениям — как
правило, новая орда одерживала верх над прежними властителями степей.
Вслед за этим шел процесс этнической миксации и ассимиляции. На базе
смешения местного и пришлого населения появлялась новая культура (не
обязательно выделяемая археологами в отдельную археологическую культуру).
Заново устанавливались отношения с оседлой периферией, система экономи-
ческих и политических связей. Каждое объединение имело весьма небольшой
исторически промежуток времени для развития, и с новым вторжением все
начиналось сначала.
Можем ли мы говорить о цикличной модели развития, и в исторической
перспективе — о «застойном» типе общества, или все же перед нами эволю-
ционная модель на протяжении всех семи веков сарматского периода исто-
рии степей? Ряд наблюдений приводит к мысли о значительных изменениях
у номадов, как по сравнению со скифским временем, так и со средневековыми
тюркоязычными кочевниками. Но и на протяжении сарматского периода мы
видим социальные и культурные трансформации, связанные с появлением
новых видов вооружения и тактики: катафрактарной конницы, тяжелых копий,
мощных гуннских луков. Они позволили вывести на новый уровень систему
взаимоотношений с оседлым миром и усилить свое влияние. Также следует
Секция XII
328
1...,320,321,322,323,324,325,326,327,328,329 331,332,333,334,335,336,337,338,339,340,...562
Powered by FlippingBook