Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 341

и уничтожать сельскохозяйственные ресурсы (см. «наставление» халифа Абу
Бакра [О. Г. Большков. История халифата. Т. II, c. 18]), что, в свою очередь,
обеспечило лояльность местного населения и сделало ненужными превентив-
ные репрессии в монгольском стиле.
Миняев С. С. (ИИМК РАН
,
Санкт-Петербург)
Современное состояние «гуннской проблемы»
В истории степной зоны Евразии одной из наиболее дискуссионных
является проблема этнокультурного родства азиатских гуннов (сюнну)
и гуннов европейских — т. н. «гуннская проблема». Для ее успешной разра-
ботки необходимо в первую очередь решить комплекс вопросов, связанных
с историей сюнну. Принципиальной для разработки затронутой проблемы
является трактовка исторической судьбы сюннуского племенного объеди-
нения. От решения этого вопроса зависит подход к европейским аспектам
гуннской проблемы
Общеизвестно, что междоусобицы и природные факторы привели
в I в. до н. э. — I в. н. э. к ослаблению сюнну и расколу возглавляемого ими
объединения на «южных» и «северных». Учитывая полиэтничность сюн-
нуского объединения, можно предполагать, что раскол произошел именно
по этническому признаку. «Южные», основу которых составляли племена,
подчинившиеся ранее сюнну, признали власть Хань и продолжали кочевать на
северных границах империи. «Северные» пытались сохранить самостоятель-
ность, но потерпели ряд поражений и распались на несколько группировок.
Эти события рассматриваются иногда как уход части сюнну за пределы
Центральной Азии, что привело в итоге к «великому переселению народов».
Такое мнение основано на произвольной интерпретации сведений письменных
источников, где в действительности нет подобных указаний. После кpупнoгo
поражения от сяньби в 93 г. н. э., сюнну принимают их племенное название
и остаются в Центральной Азии. С этого момента, как отмечено в «Хоуханьшу»,
началось усиление сяньби.
Археологический материал подтверждает сведения письменных источни-
ков. Раскопки крупных могильников эпохи сяньби (Сичагоу, Лаохэшен, Лама-
дунь) показывают наличие признаков сюннуского культурного комплекса
как в погребальном обряде, так и в инвентаре. В то же время какие-либо
следы миграции сюнну в европейские степи отсутствуют. Совокупность
данных показывает, что судьба сюнну после распада их объединения свя-
зана с Центральной Азией. Ранняя история европейских гуннов должна
рассматриваться как отдельная проблема, прямо не связанная с восточным
ареалом степей.
Кочевники Евразии: памяти С. Г. Кляшторного (1928–2014)
339
1...,331,332,333,334,335,336,337,338,339,340 342,343,344,345,346,347,348,349,350,351,...562
Powered by FlippingBook