Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 342

Насилов Д. М. (ИСАА МГУ, Москва)
Эпоха Махмуда Кашгарского
в трудах С. Г. Кляшторного
Караханидской эпохе у С. Г. Кляшторного посвящены две очень важные
работы — «Эпоха „Кутадгу билиг“» (1970) и «Эпоха Махмуда Кашгарского»
(1972), в которых комплексно охарактеризована политическая и культурная
ситуация в Центральной и Средней Азии в IX–XII вв. Говоря о месте двух
монументальных памятников той эпохи—«Диване тюркских языков»Махмуда
Кашгарского и дидактической поэме «Кутадгу билиг», в культурной жизни
Караханидов, С. Г. Кляшторный много внимания уделил описанию языковой
ситуации в рассматриваемом регионе и особенностях сложения тюркского
литературного языка нового мусульманского государства.
Обращение к детальному лингвистическому анализу материала «Дивана»
позволяет показать, насколько был точен историк в интерпретации сложных
этноязыковых процессов в государстве Караханидов. Тюркско-арабский сло-
варь Махмуда во многом перерастает рамки переводного двуязычного словаря.
На его основе вполне выстраивается грамматика языка тюрок Караханидского
периода, причем не только как формальный перечень морфологических пока-
зателей, но и с семантическими пояснениями, данными самим Махмудом.
Но особо велика значимость этого труда в описании племенной структуры
тюркского сообщества.
Прежде всего, следует согласиться с выводом С. Г. Кляшторного о том,
что «чигили и ягма, а также одно их тюргешских племен – тухси – и остатки
орхонских тюрок вошли в карлукский племенной союз и история этих племен,
во всяком случае с IX в., неразрывна». Язык этих племен нашел отражение
в письменных текстах. Другую составляющую литературного языка Карахани-
дов представлял литературный язык религиозных текстов, распространенный
в оазисах Восточного Туркестана еще до массового прихода карлуков. Он сохра-
нился в памятниках буддийского, манихейского и христианского содержания.
Итак, можно говорить о двух основах литературных языков — уйгуро-кар-
лукской и огузо-кыпчакской, которые в той или иной степени находили отраже-
ние в текстах караханидской эпохи и линия которых отчетливо прослеживается
в памятниках последующих периодов, в частности XIV–XVI вв.
Панкова С. В. (Гос. Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Шелковые ткани из Оглахтинского могильника
В погребениях Оглахтинского могильника в Минусинской котловине
найдены фрагменты полихромного и гладкого шелка, изготовленного в Китае
Секция XII
340
1...,332,333,334,335,336,337,338,339,340,341 343,344,345,346,347,348,349,350,351,352,...562
Powered by FlippingBook