Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 345

В работе автор исходит из того, что на протяжении всего периода существо-
вания парадно-ритуального оружия в среде ранних кочевников технология его
изготовления в сочетании с видами рельефного изображения звериных образов
достаточно проста в своих приемах и не отличается разнообразием. Это косвенно
подтверждает возможность изготовления подобныхизделий в условиях отсутствия
стационарныхмастерских, темболее, что ритуально значимый зооморфный декор
соответствовалместному варианту звериного стиля. Еслирассматривать весь ареал
встречаемости подобных предметов, то становится понятно, что они происходят
из разных «мастерских», но традиции их изготовления во многом схожи.
Тип украшения парадного меча золотой фольгой с прочеканенными обра-
зами остается главенствующим для оформления железных парадно-ритуальных
мечей с раннескифского времени и до скифских древностей V–IV вв. до н. э.
При проведении исследования, за основу взяты материалы Европейской
России, где территория среднего течения Дона является зоной местной тради-
ции металлообработки. Для сравнения привлекаются клинки азиатской части
степного пояса VII–III вв. до н. э. с иной традицией декора.
Савинов Д. Г. (Исторический ф-т, СПбГУ, Санкт-Петербург)
Традиционная культура раннесредневековых кочевников
(по свидетельству древнетюркских надписей-эпитафий)
Памятники древнетюркской рунической письменности являются не только
важнейшими источниками по истории раннесредневековых государствЦентраль-
нойАзии, но и содержат многочисленные данные для изучения культуры кочевых
обществ. В этом качестве они уже рассматривались С. Г. Кляшторным с точки
зрения содержащихся в них мифологических и эпических сюжетов, представле-
ний древних тюрков о пространстве и времени, реконструкции древнетюркской
религии и пр. В русле этого направления, заложенного С. Г. Кляшторным, можно
рассмотреть и свидетельства, которые касаются традиционной (палеоэтногра-
фической), а не социально-ранжированной (династийной) культуры. По своему
содержанию они делятся на несколько блоков или «тем».
Тема 1
. Биография и прижизненная деятельность героя. Большинство из
подобных надписей содержат биографические сведения и поэтому могут
рассматриваться не только как эпитафии, но и как исповеди людей, от имени
которых они были написаны. Особенно выделяется тема воинской доблести
и установки победных камней-балбалов, которые, согласно исследованию
С. Г. Кляшторного, являются обозначением погребального дара, в том числе
символизирующих и силу убитого врага.
Тема 2
. Реалии и ценности окружающего мира. Сюда входят сведения
о составе воинской дружины (сподвижниках), количество захваченной добычи,
Кочевники Евразии: памяти С. Г. Кляшторного (1928–2014)
343
1...,335,336,337,338,339,340,341,342,343,344 346,347,348,349,350,351,352,353,354,355,...562
Powered by FlippingBook