Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 348

Иконографические «варвары» обыкновенно «причесаны» и привлека-
тельны, их облик не вызывает у зрителя отвращения или ужаса. Вероятно,
облик «варваров», запечатленный античными мастерами классической эпохи,
соответствовал общему восприятию чужаков эллинской аудиторией.
По-видимому, греческие художники руководствовались возросшим спросом
на восточную экзотику. Изображения чужаков на памятниках классического
искусства свидетельствуют отчасти о художественном вкусе мастеров, но они
отражают общее восприятие «варваров».
Иного рода описание «азиатских рож» номадов мы встречаем позднее
в античной литературной традиции, где определение «косматый» характери-
зует дикаря-варвара. Указание на «стрижку по-скифски» становится топосом
характеристики внешнего вида, противного взору европейца, и 
coma longa
«варваров» вызывают отвращение «цивилизованных» греков и римлян.
Скрынникова Т. Д. (ИВР РАН, Санкт-Петербург)
Монгольские законы XVII–XVIII веков
как источник для изучения социально-политической
организации монголов
Период XVII–XVIII веков характеризуется кардинальными изменениями
как в монгольском мире, так и в соседнем Китае, поскольку рядом с возрожда-
ющейся политической ролью монголов в регионе появляется новый фактор,
изменивший политическую карту —маньчжуры. Соответственно, изменяется
и социально-политическая организация монгольского общества, как вызванная
внутренними потребностями, так и под влиянием внешних обстоятельств.
Реконструкция исторического контекста историками-монголоведами осно-
вывается на интерпретации терминов социально-политической структуры.
Важнейшими источниками сведений о реальной политической структуре
и социальной организации монгольского общества рассматриваемого периода
могут служить и сборники законов, которые находятся в нашем распоряжении.
Прежде всего стоит назвать
Их цааз
(
Великий закон
) 1640 г., где модели-
руются границы общемонгольской идентичности тем, что отмечается, что
этот сборник законов был принят «князьями сорока и четырех», как обозна-
чали себя в то время монголы (40) и ойраты (4). Кроме того известны два
сборника законов, составленных в Халхе:
Восемнадцать степных законов
и
Халха Джирум
.
Стоит обратить внимание на то, что наименование какого-либо закона
(сборника постановлений, принятых собранием монгольских князей и чинов-
ников) как «Великий закон» (
Их цааз — Yeke čaaja
) совсем не обозначало
его исключительности. Нам известно несколько достаточно объемных
Секция XII
346
1...,338,339,340,341,342,343,344,345,346,347 349,350,351,352,353,354,355,356,357,358,...562
Powered by FlippingBook