Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 349

законодательных текстов, датированных разными годами и имеющих это
название: «Великий закон» (Их цааз — Yeke čaaja) года обезьяны (1620),
зайца (1639). Если
Восемнадцать степных законов
были приняты в период
самостоятельности Халхи, отдельные части которой консолидировались
разными составами (четыре, шесть или семь хошунов), то
Халха Джирум
отражают социально-политическую реальность периода, когда Халха уже
является частью Цинской империи.
Анализ монгольских законов, составленных в разных частях монгольского
мира, показывает как многообразие терминов, обозначавших таксоны разных
уровней социальной структуры и политической организации монгольского
общества рассматриваемого периода, так и вариативность их интерпретации
исследователями.
Смирнов Н. Ю. (ИИМК РАН, Санкт-Петербург)
Пылающее золото скифов: от ордалий к стратификации
«Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало».
Herod., IV.
5
.
«По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким
образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек
по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс
и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утвержде-
ния). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис,
Арпоксаис и самый младший — Колаксаис.
В их царствование на Скифскую
землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
Первым
увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото
запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было
объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда
подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом.
Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему» (Herod., IV.
5
).
Разработанная Ж. Дюмезилем, Э. А. Грантовским и Д. С. Раевским система
трёхчленной стратификации скифского общества, основанная на анализе выше-
приведенной скифской генеалогической легенды об упавших с неба золотых
предметах, может быть подкреплена и дополнена параллелями, обнаружива-
ющимися в категориальной системе древнеиндийских ордалий.
Параллелью общего характера является
ордалия огнём
(раскалённым
металлом), соответствующая попытке сыновей Таргитая овладеть тремя (плуг
и ярмо — семантически одно целое) пылающими золотыми предметами.
А в частных случаях — это соответствие трём категориям «инвентаря» (
resp.
Кочевники Евразии: памяти С. Г. Кляшторного (1928–2014)
347
1...,339,340,341,342,343,344,345,346,347,348 350,351,352,353,354,355,356,357,358,359,...562
Powered by FlippingBook