Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 367

культуры пятитомный научный труд «История мусульманской цивилизации».
В третьей части этой книги даются сведения об истории возникновения араб-
ского письма.
Как отмечает Джиржи Зейдан, в доисламский период в Хиджазе перво-
начально не было письменных памятников, хотя аравийские племена веками
жили в соседстве с народами, имеющими древнюю и развитую письменную
культуру, самыми известными из которых были химйариты и набатейцы.
Химйариты, жившие на юге Аравии, пользовались письмом, которое арабы
называли
муснад
, а набатейцы, жившие на севере полуострова, пользовались
т. н. набатейским письмом.
Со временем, во время путешествий в Сирию и Ирак, арабы Хиджаза пере-
няли у жителей этих стран набатейское и арамейское письмо. Зейдан пишет,
что из набатейского письма возник почерк «насх», а из арамейского—«куфи».
Почерком «насх» писались письма, книги, документы и соглашения, а почер-
ком «куфи» записывался текст Священного Корана. Почерк «насх» широкое
развитие получил при везире Ибн Мукле, который являлся знаменитым
каллиграфом.
Джиржи Зейдан приводит предание, рассказывающее о проникновении
письменности в среду арабов, называет имена известных писцов пророка,
которые и записали Коран. Изначально в арабском письме не было ни точек,
ни иных значков, и арабы читали и писали Коран без точек приблизительно
сорок лет. После того, как ислам распространился и в других странах и его
приняли неарабы, они стали допускать ошибки при чтении Корана. В результате
появилась необходимость огласовывать текст Корана. И первым кто поставил
точки и знаки в Коране считают Абу Асвада Дуали.
Труд Джиржи Зейдана «История мусульманской цивилизации» показывает
интерес писателя к данной теме и является важным этапом в изучении процесса
возникновения, развития и становления арабской письменности.
Касевич В. Б. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Вечность и время,
язык и речевая деятельность
По данным Дж. Байби, из 5–7 тыс. живых языков около половины не имеют
грамматической категории времени; большинство из них принято относить
к 
восточным языкам
(австронезийские, афразийские и ряд других).
Над разными аспектами категории времени, над соотношением Вре-
мени и Слова размышляли уже в античности. В Древней Индии (в IV стихе
«Ригведы» и, позднее, у Бхартрихари) Речь (бог Слово) предстоит на первой
стадии своего развития как «неделимая и вечная». В христианстве важным
Кочевники Евразии: памяти С. Г. Кляшторного (1928–2014)
365
1...,357,358,359,360,361,362,363,364,365,366 368,369,370,371,372,373,374,375,376,377,...562
Powered by FlippingBook