Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 390

отличительных черт этого направления, отличающих ее от тюркско-буддий-
ской литературы, является свобода литературного творчества. В частности,
для рассматриваемой эпохи характерна не только религиозно-философская
поэзия, но и стихотворения лирического характера. Одно из таких стихотво-
рений, написанных поэтом Апринчур-тигином, является первым лирическим
стихотворением в истории тюркской литературы.
Изучение тюркско-манихейской литературы свидетельствует о жанровом
и тематическом разнообразии поэтических произведений рассматриваемой
эпохи. Жанр многих стихотворений определен уже в самом их названии, как
правило тюркском, но заимствованном из древнеиранских языков. Например,
küg,
baš
или
bašïq
,
taqšut
. Есть основания утверждать, что жанровые разноо-
бразие поэтических текстов не только сложилось фактически, но и получило
терминологическое закрепление.
Таким образом, тюркско-манихейские поэтические произведения стиму-
лировали формирование тюркско-манихейской литературной среды, новых
жанров, а также развитие литературной терминологии.
Алонцев М. А. (РГГУ, Москва)
Апологетические аспекты жития Джа‘фара Садика
в сочинении Фарид ад-дина ‘Аттара
«Поминания друзей Божьих»
Конец X в. является периодом окончательного формирования суфийской
традиции. В это время создается обширный корпус апологетической суфий-
ской литературы, которая лежит в основе современного развития суфизма.
С 967 г. по 1074 г., возникает большое число биографических сводов, трактатов
и руководств, охватывающих все основные аспекты «суфийской науки». В них
объяснялась суфийская терминология, обсуждалась природа чудес, приписы-
ваемых суфиям, подробно излагались правила подвижничества и отношений
внутри суфийских сообществ. Все важные тезисы этих сочинений подкрепля-
лись ссылками на авторитетные высказывания важнейших представителей
традиции. Интересно, что среди них мы находим подвижников, которые жили
и умерли еще до того момента, как суфизм оформился в качестве самостоя-
тельного религиозно-мистического учения.
Сочинение Фарид ад-дина ‘Аттара (ум. 1221) «Поминания друзей Божьих»
без сомнения продолжает традиции агиографических сочинений, заложенные
авторами Х–XI вв. Более того, ‘Аттар в значительной степени использует
информацию, приводимую в агиографических сводах предыдущих эпох. Про-
изведение открывается житием Джа‘фара Садика — потомка пророка Мухам-
мада, шестого шиитского имама, святого, присутствующего в генеалогических
Секция XIV
388
1...,380,381,382,383,384,385,386,387,388,389 391,392,393,394,395,396,397,398,399,400,...562
Powered by FlippingBook