Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 393

дами—в Таиланде (Аютии, XIII —сер. XVIII вв.) и Лаосе (Лаансаанг —Мил-
лион Слонов, XIII — нач. XIX вв.).
В XIX столетии, когда Лаос был аннексирован Сиамом, и под страхом
смертной казни было запрещено употребление лаосского алфавита, что привело
к прерыванию письменной литературной традиции, «джатаки» из чиангмай-
ского апокрифа и произведения, основанные на их сюжетах, переписывались
в монастырских библиотеках послушниками по мере гниения рукописей на
пальмовых листьях. Как в Лаосе, так и в Таиланде сюжеты «Паннасы» стали
основой не только большинства поэм, созданных в классический период, но
также послужили теми элементами словесности, которые были использованы
при формировании народной концепции буддизма тхеравады, поскольку многие
из поэм вошли в репертуар традиционного театра (например, 19 аютийских
пьес написаны на сюжеты «Паннасы»). Именно посредством театра, а также
через лаосские сборники для иллюстрации проповедей чиангмайские «джа-
таки» стали гораздо более популярны, чем джатаки буддийского канона, из
числа которых в «народный» буддизм вошла только «Вессантара-джатака».
Анализ сюжетов «Паннасы» свидетельствует о сходстве основных поло-
жений местной религиозной концепции с даосизмом, а не с классическим
буддизмом. Для героев «Паннасы» характерно стремление к воссоединению
со «спутницей рождения»—«кхуу чаат», а не накопление религиозных заслуг.
Именно в этом и состоит принципиальное различие между джатаками «Пан-
насы» и наиболее значимыми аютийскими поэмами (пьесами), герои которых,
подобно местным принцам, заняты любовными интригами и имеют несколько
жен, в отличие от «моногамных» героев первоисточника.
Ахмедова Ш. И. (ТашГИВ, Ташкент)
Специфика развития современной прозы арабских стран
Персидского залива
Изучение литератур арабских стран Персидского залива, продолжающих на
современном этапе свое вхождение в мировой литературный процесс, имеет
особое научное значение, подтверждая известную теорию ускоренного разви-
тия культуры на современном этапе. Если литературное обновление в Египте,
Ливане и Сирии в целом началось во второй половине XIX века, то в странах
Аравийского полуострова этот процесс начался на целое столетие позже — во
второй половине ХХ века.
Становление современной литературыКувейта, Бахрейна, Йемена и Саудов-
ской Аравии началось в 40–50 годах ХХ века. В дальнейшем, в результате уско-
ренного ознакомленным с мировым литературным опытом, в литературах этих
стран наблюдалось одновременное сосуществование нескольких художествен-
Литература стран Азии и Африки
391
1...,383,384,385,386,387,388,389,390,391,392 394,395,396,397,398,399,400,401,402,403,...562
Powered by FlippingBook