Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 399

нием различных культурных традиций. Его стихи составили сборник «
Хамс
ал-джуфун
» («Шепот век»).
Стихи, включенные в сборник, имеют, по большей части, философское
содержание: поэт концентрируется на важности осознания человеком своей
собственной личности, через которую он познает Творца. При этом выразитель-
ность мысли автора достигается особой поэтикой языка произведения. Доклад
будет посвящен детальному разбору творческого метода автора, нашедшего
яркое выражение в стихах, собранных в данном сборнике.
Гасанова Л. Т. (Институт Литературы НАНА, Баку)
Постмодернистская стратегия повествования
в современной азербайджанской прозе
(на примере повести «
Гезмунджугу
» Анара )
В конце 2014 года была опубликована повесть народного писателя Анара
«
Гезмунджугу
»
1
. Это произведение вызвало большой интерес в литературных
кругах.
В повести с детективным сюжетом события начинаются с театрального
фарса — воскрешения мертвеца. Сюжет расходится на несколько линий. Глав-
ная идея произведения — соотношение добра и зла —одна из вечных проблем
литературы, актуализируется не на принципе бинарных оппозиций, а через
деконструкцию (Деррида)
2
. В постмодернистском произведении имеет место
децентрирование, распадение семантической основы произведения, превра-
щение текста в ризому. Писатель использует двойное кодирование. Каждый
читатель выбирает свой путь, становясь участником игры.
Главного героя произведения — Ахлимана, осознающего свою безза-
щитность перед сильными мира сего, называют Ариманом, и он пытается
отомстить всем, кто его обижает. Каким-то мистическим путем его недруги
умирают. После встречи со старцем происходит раздвоение персонажа:
Ариман, который творит зло, и Ормузд, который пытается помешать ему. Их
встреча, диалог, способствует раскрытию философского подтекста произве-
дения. «Ты должен знать, что отвечая злом на зло, ты умножаешь зло… Если
один победил в бою тысячи людей, а другой самого себя, то победителем
является последний».
В повести много вопросов: «Ты верующий. Но у тебя много вопросов
к Богу. Почему в мире столько несправедливости, зла? Бог не в силах сразить
1
Анар
. Гезмунджугу // Азербайджан, 2013, № 11 (на азерб. языке). (Перевод текста
произведения мой).
2
Алексеева Е. А., Тузова Т. М.
Деконструкция //История философии. Энциклопедия.
Минск, 2002, с.292–293.
Литература стран Азии и Африки
397
1...,389,390,391,392,393,394,395,396,397,398 400,401,402,403,404,405,406,407,408,409,...562
Powered by FlippingBook