Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 409

классовой группы, уделяют большее внимание художественности, технике
написания драматических произведений, совершенствованию их формы
и содержания.
Освоение особенностей западной модернистской драмы, изменение тради-
ций реалистической драмы, споры вокруг реформирования театральной сферы
послужили благодатной почвой для формирования новых теорий и зарождения
своеобразной творческой атмосферы в китайском театре.
Кудрявцева Е. (СПбГУ, Санкт-Петербург)
Образная система отшельнической поэзии
раннего буддизма
Отшельническая поэзия раннего буддизма, представленная, в частности,
в двух канонических сборниках буддийской поэзии Тхерагатха (Песни мона-
хов) и Тхеригатха (Песни монахинь), имеет ряд отличительных особенностей,
которые выделяют ее из всего корпуса поэм этих двух сводов.
Отшельническую поэзию от остальной поэзии гатх отличает яркая
образность, что нетипично для других поэм корпуса, которые крайне скупы
на описания. В них большое, если не наибольшее, внимание уделяется
природным явлениям, которые окружают монаха в его уединенной жизни
вдали от общества. Эта образность — наследие добуддийской словесно-
сти, из которой авторы-монахи черпали вдохновение и изобразительные
средства.
Основным источником заимствования для монахов-отшельников являлись
народные сезонные (календарные, обрядовые) песни, из которых авторы гатх
почерпнули как образы (дождя, мусонного сезона, цветущих деревьев, диких
животных), так и изобразительные приемы и клише. Те же образные и иные
художественные заимствования встречаются в более поздней светской тради-
ции, например, в классической санскритской поэзии.
Назначение данных образов и их трактовка в отшельнических поэмах,
тем не менее, в большинстве случаев отличается от их интерпретации как
в народной поэзии, так и в более поздней светской литературной традиции
на пракритах и санскрите. Образы отшельнической поэзии — в большинстве
своем, образы дикой природы — амбивалентны, отношение к ним разнится
от негативного до позитивного. Тем не менее, всякий раз они используются
для создания антитезы «природа ―нечто, ей противопоставленное», при этом
второй компонент противопоставления меняется.
Перечень образов и мотивов, речевых оборотов и целых клише, встречаю-
щихся в отшельнической поэзии, достаточно ограничен, укладывается в рамки
определенного набора, который повторяется от поэмы к поэме. Однако это
Литература стран Азии и Африки
407
1...,399,400,401,402,403,404,405,406,407,408 410,411,412,413,414,415,416,417,418,419,...562
Powered by FlippingBook