Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 412

Статья Танпынара начинается провокационным утверждением, что в Тур­
ции роман есть, но турецкого романа нет. Автор разбирает претензии к турец-
кому роману т. н. «идеалистов» и «детерминистов». Упреки первых сводятся
к тому, что писатели не интересуются турецким обществом и не знают его
жизнь; находятся под влиянием западных авторов; не искренни в своих про-
изведениях. «Детерминисты» же считают, что время романа в Турции еще не
пришло. Танпынар предлагает собственный взгляд на причины, препятству-
ющие появлению подлинного турецкого романа: отсутствие литературной
среды, литературной критики и интеллектуального сообщества, экономические
причины.
Рассматривая условия, при которых оригинальный турецкий роман может
появиться, и творческий метод такого романа, Танпынар отстаивает чисто
модернистский принцип: не литература следует за жизнью, но жизнь за лите-
ратурой, и фактически предлагает стратегию модернистского письма. При
этом упор делается на личность автора: «Расскажи нам о часах, которые ты
прожил, о днях, которые ты запомнил, о боли, которая каждый день рвала тебе
душу, о тех надеждах, которые давали тебе любовь к жизни каждый вечер. Нам
достаточно лиц, которые ты заметил, пейзажей, которые ты видел, твоей тоски
и скитаний. Потому, что мы знаем — в тебе вся Турция и все турки. Заставь
говорить себя. Даже твоя ложь имеет для нас ценность».
Следовательно, Танпынар является не только одним из первых турецких
модернистов, но и первым теоретиком турецкого модернизма.
Охват Д. Ю. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Кхмерский роман на рубеже XX–XXI вв.:
эволюция жанра
Роман как новый жанр в истории кхмерской литературы появился в тридца-
тые годы двадцатого века и стал самым популярным и практически единствен-
ным литературным жанром. Несмотря на то, что факт заимствования этого
жанра из европейской, в частности французской литературы, является неоспо-
римым, некоторые кхмерские ученые считают, что роман возник в литературе
Камбоджи спонтанно, вне зависимости от французской литературной традиции.
Важнейшей датой в истории кхмерской литературы становится 1936 г., когда
в свет вышел роман Ньок Тхаема «Пайлинская роза», который до сих пор оста-
ется одним их самых популярных художественных произведений в Камбодже.
Одной из главных тем авторов середины ХХ века являлась тема «героя-си-
роты». Несомненно, это является наследием средневековых литературных
памятников, подчиненных влиянию буддистской идеологии. Писатели 30–60-х
гг. старались вызвать жалость и сочувствие к тяжелой судьбе своего персонажа.
Секция XIV
410
1...,402,403,404,405,406,407,408,409,410,411 413,414,415,416,417,418,419,420,421,422,...562
Powered by FlippingBook