Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 415

Посохова Е. В. (Таврическая академия КФУ, Симферополь)
Диалогизм в романе Э. Шафак
«Стамбульский подкидыш»
В центре романа Э. Шафак «Стамбульский подкидыш» — проблема само-
идентификации, вокруг которой формируется особый диалог, определяющий
поэтику данного произведения. В настоящей работе рассматриваются поэто-
логические доминанты, совокупность которых позволяет говорить о наличии
диалогизма в романе.
Сюжет романа развивается через столкновение мировоззрений двух геро-
инь, находящихся в поисках собственной идентичности. Асья, рожденная
вне брака, пытается обрести себя в забвении прошлого, в отказе от памяти,
исторической и индивидуальной. Армануш, дочь армянина и американки,
приезжает в Стамбул, чтобы стать частью истории своего рода, поскольку,
по ее мнению, прошлое определяет человека. Острота конфликта бинарно
оппозиционных идей, который носит универсальный характер, усиливается
принадлежностью героинь к разным культурным пространствам и болезненной
темой армянского геноцида.
Автор не выступает сторонником ни одной из позиций, что делает героев
независимыми идеологами. Так формируется авторская дистанция. В паре
Асья —Армануш отсутствует противопоставление «положительный — отри-
цательный герой», что указывает на их равноправие их точек зрения. Идейный
конфликт романа, четко сформулированный на его страницах, —что лучше для
человека: знать о прошлом как можно больше или как можно меньше и даже
забыть то, что знаешь? — остается нерешенным.
Итак, поэтологические доминанты «Стамбульского подкидыша», а именно
авторская дистанция, равноправие идей, персонифицированных героями, уни-
версальный характер обсуждаемого идейного конфликта, противопоставление
идей в бинарной оппозиции и нерешенность конфликта, позволяет определить
данное произведение как диалогическое. Диалогизм реализуется в своей анти-
тетической модели, где оппозиционные идеи персонифицируют два героя,
а центральный вопрос романа остается открытым.
Сапожникова О. А. (ИСАА МГУ, Москва)
«Врата литературы» — первая монгольская поэтика
Поэтический трактат С. Буяннэмэха «Врата литературы» (
Утга зохиолын
үүд
) датирован 1935 годом. Эта первая монгольская поэтика. Сочинение мон-
гольского автора, состоящее из двух тетрадей и пяти глав, представляет собой
своеобразный учебник для начинающих литераторов с заданиями и упражне-
Литература стран Азии и Африки
413
1...,405,406,407,408,409,410,411,412,413,414 416,417,418,419,420,421,422,423,424,425,...562
Powered by FlippingBook