Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 418

Произведение этого жанра представляет собой одну или несколько фраз,
в яркой, часто метафорической форме передающих какую-либо одну мысль
или одно ощущение, и поэтому его эстетика базируется не столько на содер-
жании текста, сколько на его языковом оформлении. Таким образом, основой
жанра служит присущее средневековой арабской литературе представление
о приоритете формы над содержанием. Учитывая популярность, которую этот
жанр приобрел в последние десятилетия среди арабских авторов (о чем свиде-
тельствуют многочисленные авторские и коллективные сборники, страницы
в интернете, ежегодные всеарабские конкурсы), можно сделать предположение
о том, что формализм до сих пор во многом остается определяющей чертой
арабского художественного сознания.
Сулейманова А. С. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
«Авторская маска» Орхана Памука
Смена художественных направлений, как правило, влечет за собой измене-
ние творческого метода. Отношение к автору как к демиургу, объективному,
вездесущему, но невидимому, сменилось в модернизме его изгнанием из
художественного пространства, сводя его роль к функции переводчика одних
ценностей в другие и одних смыслов в иные. Постмодернизм вернул автора
в художественное пространство, причем, подчеркнуто экстравагантным обра-
зом, в виде «авторской маски».
«Авторская маска»—принцип игровой реализации образа автора, предпо-
лагающий его введение в текст в качестве травестированного автора-персонажа,
мутирующего от гения до клоуна и ведущего повествование от своего лица.
Исторически-конкретный автор ставится на один уровень с своими персона-
жами, продуктами его творческого вымысла.
Прием «авторской маски» у Орхана Памука реализуется в мотиве «двой-
ников», как героев его романов, так и самого романиста. Пример — писатель
Орхан из «Снега». Другой способ реализации «авторской маски» находим
в псевдобиографии «Стамбул: город воспоминаний» — постмодернистском,
имиджевом проекте, существующем на грани мистификации. «Стамбул»
иллюстрирован авторским подбором репродукций и фотографий, как личных,
так и принадлежащих известным фотохудожникам. Они призваны дополнить
текст, подчеркнуть его адекватность реальности. Читатель решает, в каких
отношениях находятся Памук-автор и Памук-персонаж
«Стамбула», но,
отметим, что писателю удалось создать для публики своего двойника, продол-
жающего воспроизводить себя в литературных героях, т. е., по Ж. Бодрийяру,
происходит многократная редупликация симулякра. В той степени, в какой
автор создает собственный симулякр-имидж, ровно в такой же степени этот
Секция XIV
416
1...,408,409,410,411,412,413,414,415,416,417 419,420,421,422,423,424,425,426,427,428,...562
Powered by FlippingBook