Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 419

имидж, в попытке обрести свое означаемое, конструирует судьбу своего
создателя.
Такая стратегия в отношении «авторской маски» ведет О. Памука от
постмодернизма к концептуальному искусству, реализованному им в проекте
«Музей невинности»
1
.
Ташгын Ахмед (Конийский Университет, Турция)
У истоков бекташийской агиографической литературы
(к вопросу о трансформации устных рассказов
в письменных текстах)
Основной тематикой бекташийской агиографической литературы являются
описания путешествий духовных наставников из Туркестана и Хорасана в Рум,
их морально-религиозная доктрина, их последователи и среда, на которую они
влияли. Героями отдельных агиографических сочинений, которые носят назва-
ние
менакыб-наме
, являются Дедиги-султан, Хаджи Бекташ Вели, Караджа
Ахмед, Хаджим-султан, Сейид Али-султан, Отман-баба, Шуджа ад-Дин Вели
и Койун-баба. В этих произведениях даются сведения об учении, путешествиях
и чудесах этих наставников, а также имеются рассказы об их взаимоотношениях
со своими учителями и учениками, с другими шейхами. Моральная эволюция
агиографических личностей описывается не только в индивидуально-личнос-
тном плане, но и на фоне общественных отношений.
В бекташийских агиографиях используется своеобразная лексика и тер-
минология, которая нуждается в дополнительном истолковании. В нашем
докладе мы попытались обратиться к истокам этой литературы и найти
ключ к этим загадочным смыслам. В результате наших исследований мы
пришли к выводу, что адекватное понимание этих текстов возможно только
через изучение тех общин, которые читали эти тексты. В противном случае
степень понимания текстов и научная ценность информации этих источников
будет уменьшаться. За каждым из этих рассказов стоит своеобразный тип
мышления и сложный мир смыслов, столетиями передававшийся из поко-
ления в поколение.
Когда эти агиографические сочинения, которые в течение длительного
времени передавались из уст в уста, были записаны как текст, они утратили
свои тесные связи с мировоззрением тех общин, в среде которых эти агио-
графии появились, и, в результате, стали терять свой первоначальный смысл.
1
См.:
Образцов А. В., Сулейманова А. С
. Conceptual art Орхана Памука //
Вопросы тюркской филологии. Вып. Х: Материалы Дмитриевских чтений. М.: ООО
«Издательство МБА», 2014. С. 221–243.
Литература стран Азии и Африки
417
1...,409,410,411,412,413,414,415,416,417,418 420,421,422,423,424,425,426,427,428,429,...562
Powered by FlippingBook