Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 426

типа. Часто в литературу хинди далиты входят со своей собственной исто-
рией, начиная писательскую карьеру с автобиографии: например, Омпракаш
Вальмики «Joothan» («Мусор»), 1997; Сураджпал Чаухан «Tiraskrit» («Отвер-
женный»), 2002 и др. Это автобиографии особого рода — не личные истории,
а истории типичного представителя низшей касты, воспринимаемого окружа-
ющими не как личность, а как «неприкасаемый». Сюжетные акценты делаются
не на важных событиях (свадьба, рождение детей, смерть родственников), а на
бедах и унижениях героя. Такая автобиография, оставаясь предельно субъектив-
ным жанром, вписывается в гораздо более широкий социально-исторический,
а не литературный контекст.
Герой литературы далитов — самый обычный представитель своей касто-
вой общности. Он повествует о своих злоключениях как хроникер, без пафоса
и обличений. Его речь проста, часто излишне грамматически выверена, как
у человека, не от рождения владеющего литературным языком, но он не
стесняется в выражениях. Героиней писателей-мужчин редко оказывается
женщина, т. к. у далитов развита социальная стратификация внутри каст, и не
все готовы видеть в центре повествования женщину, изначально зависимое
от мужчины существо.
Последние 10 лет литература далитов в Индии имеет огромный резонанс,
однако это происходит не столько за счет ее литературных достоинств, сколько
из-за высокой социальной значимости: это явление, бесспорно, выходит за
литературные рамки.
Шуйская Н. М. (МГИМО (У) МИД РФ, Москва)
Три года после арабских революций:
арабские писательницы объясняют жизнь
Проблемы, затрагивавшиеся арабскими женщинами-прозаиками на про-
тяжении самых последних лет, по преимуществу вневременны. Прежде всего
это брак, где не спрашивают согласия невесты, а также ситуация, когда между
женщиной и настоящей жизнью стоит посредник — муж, который волен
открыть для неё полноценную жизнь или оставить закрытой. Это приводит
либо к отказу от замужества (Л. ад-Дулейми, «Мир одиноких женщин»), либо
к «раздвоению» сознания, уходу от тусклой действительности в мир иллюзий
(М. Хасан, «Рассказчицы»), либо к отказу от женственности, к принятию на себя
маскулинной роли (Х. А. аль-Гувейли, «Женщина без страсти»). Б. аль-Башар
в «Любовных приключениях на улице аль-А‘ша» показывает: как только живые
чувства сталкиваются с обычаями и традициями, их (чувства) приходится
подавлять и душить. Единичные случаи протеста встречаются, но они имеют
успех, если только к неуступчивости девушки добавляется мудрость семьи.
Секция XIV
424
1...,416,417,418,419,420,421,422,423,424,425 427,428,429,430,431,432,433,434,435,436,...562
Powered by FlippingBook