Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 439

отчеты губернаторов (ежегодные, в связи с отставкой, по запросам), отчеты
гражданских должностных лиц, рапорты и донесения командующих башки-
ро-мещеряцким войском, составленные ими ведомости о мечетях, доклады
и отчеты ОМДС. 
Материалы архивов позволили создать источнико-ориентированные
базы данных, на основе которых проводится реконструкция истории ислама
и мусульманских объединений на Южном Урале в XVIII — начале XX вв.
На основе свыше 2 тысяч дел ГАОО и ЦИА РБ к настоящему времени нами
созданы базы данных по массовому закрытию мечетей в 1-й половине ХХ в.,
мусульманскому населению Уфы в начале XX в., мусульманскому населению
на Южном Урале в XIX в. и др.
Ярлыкапов А. А. (ИМИ МГИМО (У) МИД РФ, Москва)
Ногайский язык как язык богословия:
идеология и практика
Ногайцы после начала исламского подъема оказались в центре идеологиче-
ских споров относительно пути исламского развития. В 1990-е годышла серьез-
ная дискуссия о
мазхабах
. С одной стороны, из-за советской антирелигиозной
полити и испытывали влияние соседей-шафиитов. С другой стороны, часть
радикаль ки ногайцы потеряли традиции ханафитского
мазхаба
ной молодежи
призывала отказаться от
таклида
, забыть как о ханафитском, так и о шафи-
итском
мазхабе
. Эти споры были о намерениях, в них не было богословского
наполнения:
таклид
касался по большей части правил совершения молитвы.
Последнее пятилетие характеризуется серьезными переменами в этой
области. Произошли изменения в подходе салафитов к
таклиду
— большин-
ство их лидеров прошло эволюцию от
такфиризма
к признанию и принятию
таклида
. Ее подстегнуло проникновение в Ногайскую степь последователей
шейха Саида-афанди Чиркеевского. Позиция салафитов состоит в том, что
необходимо распространять религиозные знания по принципам ханафит-
ского
мазхаба
в пику суфийскому учению. В целях их распространения
салафитская молодежь стала разрабатывать сайт «Ногайцы в Исламе»:
.
Практически сразу встал вопрос языка, особенно в связи с амбициями
разработчиков, которые ориентировались также и на диаспору, проживающую
в Турции. Было принято решение развивать ногайскую часть сайта. Более того,
ногайскую часть материалов сайта можно транслитерировать, что важно для
диаспоры.
Организаторы сайта подвергались салафитами критике на форумах за
обращение отдельно к ногайцам, за повышенное внимание к правилам
Источниковедение и историография ислама в России
437
1...,429,430,431,432,433,434,435,436,437,438 440,441,442,443,444,445,446,447,448,449,...562
Powered by FlippingBook