Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 442

чего нет никакой пользы. Например, диких животных, которых нельзя исполь-
зовать для охоты.
Трудновыполнимым, а иногда просто невозможным является шариатское
предписание доставить товар покупателю в течение трех дней после заклю-
чения сделки. В категорию «макрух» (то есть неодобряемое, но приемлемое)
подпадают, например, такие товары, как «виноградный сок, купленный
у человека, который делает вино», «оружие, купленное у того, кто сражался
против Аллаха», либо товар, «купленный у того, кто приобрел его незакон-
ным путем».
На практике, когда требования шариата были невыполнимы или про-
тиворечили коммерческой выгоде, купцы и мелкие торговцы действовали
в соответствии с обстоятельствами и следовали сложившимся обычаям
своей местности.
Маточкина А. И. (Лаборатория анализа и моделирования
социальных процессов, СПбГУ, Санкт-Петербург)
Истоки религиозной грамотности советских мусульман
в Волго-Уральском регионе
Большевистская борьба с религией, судебные преследования религиозных дея-
телей, массовые пропагандистские публикации атеистического характера, переход
на латиницу и на кириллицу, — все эти меры, казалось бы, должны были приве-
сти к искоренению традиции религиозной учености среди мусульман советских
республик, заставив их позабыть о временах тесных контактов с арабoязычным
и арабографическим миром. Однако традиция сохранения и передачи религиоз-
ных знаний выжила благодаря деятельности местных улемов, как имевших, так
и не имевших официального статуса. Они адаптировались к неблагоприятным
условиям и нашли новые формы передачи религиозных знаний, продолжая при
этом обсуждать богословские, правовые и ритуальные вопросы, а также идеи
реформации и обновления ислама. Мусульманские религиозные деятели Повол-
жья и Урала играли одну из ключевых ролей в этом процессе.
Интерес представляют не только, и не столько религиозный официоз,
сколько грамотные верующие люди в том или ином городе или селении. Кредо
религиозных деятелей, выработанное в этот период, звучало следующим
образом: «разумная осторожность во имя сохранения религии». Задачи были
конкретно определены: передать религиозные знания новому поколению
и постараться сохранить приверженность основной части общества догматам
ислама. Выполнению такого рода задач способствовали моральные и этические
принципы ислама: мусульманин, обладающий религиозными знаниями, обязан
передавать их другим, то есть осуществлять
дават
.
Секция XV
440
1...,432,433,434,435,436,437,438,439,440,441 443,444,445,446,447,448,449,450,451,452,...562
Powered by FlippingBook