Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 445

авторов. Для исследования были выбраны те из них, кто получил наибольшее
признание не только в арабской, но и в мировой литературе. Среди них Абду
Халь, Раджа Алем, Юсиф Мухаймид, чьи произведения удостоились ряда
международных литературных премий и были переведены на английский
язык.
В результате исследования удалось выявить следующие особенности
рассмотренных произведений: несмотря на довольно активное порицание
саудовского общества, авторы не ставят под сомнение религиозные догмы
ислама. Складывается ясное понимание того, что ислам для жителей Сау-
довской Аравии — неотъемлемая и органичная часть их жизни: он всегда
присутствует на заднем плане, даже если и не является центром повествова-
ния. В то же время в современном саудовском романе постоянно поднимается
проблема использования религии для оправдания или прикрытия преступных
замыслов, начиная от финансовых махинаций и вплоть до убийства. Таким
образом, не подвергая сомнению истинность мусульманских ценностей
и доктринальных установок, современные саудовские писатели обличают
стремление людей использовать религию в качестве рычага для достижения
собственных целей.
Уланова Д. В. (Лаборатория анализа и моделирования социальных
процессов, СПбГУ, Санкт-Петербург)
Фетвы шейх ул-исламов
османской империи XV–XVII вв.
как источник по истории османского семейного права
Фетвы
не являются непосредственным источником исламского права,
однако это продукт интерпретации права авторитетным религиозным деятелем.
С одной стороны
фетвы
представляли собой фиксацию конкретных юриди-
ческих решений, отражающих современнуююридическую практику, с другой
стороны— в некоторых случаях, предлагают оригинальное решение вопроса.
В исследовании рассмотрены сборники
фетв шейх ул-исламов
Османской
империи конца XV—начала XVII вв. Ибн Кемаля, Абу Су‘уда-эфенди, Яхьи-э-
фенди (общим количеством 1180).
Фетвы
Ибн Кемала и Яхьи-эфенди ранее
не переводились с османского на другие языки.
Учитывая обширный объем информации, все
фетвы
были классифици-
рованы в таблицах в соответствии с разделами исламского семейного права
в империи. Всего получилось 6 таблиц: 1. Общая (представляет собой пять
крупных разделов исламского семейного права, актуальных в Османской
империи в указанный период); 2. Заключение брака (
nik
â
h
); 3. Выкуп (
mehr
); 4.
Содержание жены (
nafaka
); 5. Прекращение брачных отношений (
ölüm, tal
â
k,
fesih, tefrik
); 6. Период ожидания (‘
iddet
).
Источниковедение и историография ислама в России
443
1...,435,436,437,438,439,440,441,442,443,444 446,447,448,449,450,451,452,453,454,455,...562
Powered by FlippingBook