Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 462

Кротова М. В. (СПбГЭУ, Санкт-Петербург)
Драгоманы в Харбине: новые документы
Харбин как центр КВЖД и русской колонии в Маньчжурии с основания
города в конце XIX в. и до конца 1950-х гг. нуждался в переводчиках с китай-
ского, японского и маньчжурского языков, в специалистах-«восточниках».
Многие выпускники восточных факультетов российских университетов,
Восточного института во Владивостоке находили здесь не только хорошо
оплачиваемую работу, но и практику, работая драгоманами в консульствах,
судах, официальных учреждениях, на КВЖД. Потребность в переводчиках
с восточных языков возросла, когда КВЖД в 1924 г. перешла в совместное
советско-китайское управление, и соблюдение «паритета» предполагало
ведение делопроизводства параллельно на китайском и русском языках.
В структуре управления КВЖД существовал русско-китайский секретариат,
а в 1930 г. была организована специальная служба переводов, которая насчи-
тывала более 30 агентов-«драгоманов». Работы для переводчиков прибавилось,
когда в Маньчжурии, оккупированной Японией, в 1932 г. было образовано
государство Маньчжоу-Го.
В фонде 323 «Правление общества Китайско-Восточной железной дороги»
в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге
1
содержатся документы, касающиеся деятельности русских драгоманов в Хар-
бине: делопроизводственные материалы русско-китайского секретариата,
курсов китайского языка, службы переводов КВЖД, бюллетени переводов
иностранной прессы (китайской и японской). Особый интерес представляют
личные дела переводчиков, которые содержат не только послужные списки,
но и заявления о приеме на работу и увольнении, переписку с другими
службами, характеристики, приказы по личному составу о перемещениях
по службе, повышении окладов, награждениях, предоставлении отпусков
и прочие документы, позволяющие реконструировать биографии русских
драгоманов в Харбине.
Михайлова С. А. («Интурист», Санкт-Петербург)
Российские и японские источники о визите
Цесаревича Николая в Японию в 1891 г.
Визит Цесаревича Николая Александровича в Японию, в рамках его путе-
шествия на Восток и начало строительства Транссибирской магистрали озна-
1
РГИА. Ф. 323. Правление общества Китайско-Восточной железной дороги.
Фонд содержит более 20 тыс. дел и охватывает значительный период: 1896–1935 гг.
и 1943–1956 гг.
Секция XVI
460
1...,452,453,454,455,456,457,458,459,460,461 463,464,465,466,467,468,469,470,471,472,...562
Powered by FlippingBook