Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 465

трудовых ресурсов», использования энергетической базы РФ, «привлекатель-
ного рынка для китайских товаров», а также получения высоких технологий,
особенно в сфере вооружений. Пропагандируется принцип «взаимодополня-
емости». Изучается возможность создания экономических зон, «привязываю-
щих» целые регионы РФ и других приграничных стран к Китаю.
Развивается такое направление исследований, как выявление проблем,
противоречий, негативных тенденций, осложняющих, с китайской точки
зрения, партнерство. При этом идет все более активное переосмысление связей
с Россией в разные исторические периоды. Растет число пропагандистских
публикаций, содержащих критические и местами категоричные рекомендации,
которые затем переходят в китайской риторике из сферы научной в сферу
переговоров и межгосударственного общения.
В целом, в работах исследователей из КНР прослеживается стремле-
ние побудить Россию следовать китайским принципам, опыту, подходам,
а КНР — избежать ошибок РФ в реформировании социально-экономической
сферы.
Петухова Н. В. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
«Как живут китайцы»:
одно название, два разных подхода.
(По материалам изданий конца XIX — начала XX вв.)
В конце XIX века в России появилось большое количество публикаций,
посвященных различным народам мира, их обычаям и традициям. Повсед-
невная жизнь, быт и культура китайцев не стали исключением. В 1886 г.
в Санкт-Петербурге вышла книга бывшего французского консула в Китае
Ж. Эжена Симона «Срединное царство. Основы китайской цивилизации»
1
,
которая затем, в 1889–1912 гг., переиздавалась 8 раз в сокращенном вари-
анте под названием «Как живут китайцы»
2
. В сложившейся к тому времени
европейской научной традиции существовало несколько устойчивых под-
ходов к рассмотрению жизни китайского общества. В данном случае, автор
придерживается представления о китайцах, как о «людях необыкновенной
мудрости», воспринявших ее от мудрецов древности. В книге автор часто
сравнивает китайскую цивилизацию и принципы жизни, характерные для
китайцев, с европейскими, при этом зачастую не в пользу европейцев. Таким
образом, он идеализирует китайское общество, придерживаясь концепции
«естественного человека».
1
Симон Ж
. Срединное царство. СПб., 1886.
2
В 1889, 1897, 1891, 1894, 1895, 1901, 1902, 1912 гг.
Круглый стол: «Россия и Восток»
463
1...,455,456,457,458,459,460,461,462,463,464 466,467,468,469,470,471,472,473,474,475,...562
Powered by FlippingBook