Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 471

общества»—это сакральные (традиционные) ценности, обеспечивающие леги-
тимное восприятие возникающих инноваций членами конкретного социума.
Р. Генон связывает «
истинную
традицию, заключенную в духе народа
»
исключительно с Востоком, где «
любая цивилизация может рассматриваться
как традиционная по своему характеру
». «Традиция» выступает как сакральная
субстанция, но имеющая всеобщий характер, определяющая развитие Востока.
Практика убеждает, что попытки революционеров кардинально изменить
отношения власти и собственности терпят крах. На повестке «расколдовывание
традиции», выявление причин устойчивости экономических, политических,
правовых характеристик, свойственных Востоку. Необходима теория развития
Востока, точкой отсчета в которой является
традиционное общество.
Бурыкин А. А. (ИЛИ РАН, Санкт-Петербург)
Традиции и традиционализм: этнографическая реальность,
социокультурный институт, продукт философского
мышления и политический инструмент
1
Традиционализм в его узком специальном антропологическом понимании
осознается как целенаправленная установка на довольно жесткие следования
стереотипам, приемам, представлениям, имеющим моделирующий потенциал,
ценностям и их системам (составу и иерархии), характерным для всех сфер
материальной и духовной культуры или для большинства сфер культуры.
Этнографический традиционализм — это обобщение устойчивости культуры
в условиях природной и общественной стабильности. В более модернизиро-
ванном в приближении к современной реальности понимании традиционализм
выглядит как один из ориентиров активного бытия духовной культуры этноса
или какой-то группы внутри этноса, берущей на себя роль лидеров развития
социума и  его микрокосма. Одна из особенностей традиционализма как соци-
окультурной институции — внешний по отношению к культуре источник или
источник в виде некоего социального меньшинства: соответственно это либо
проекция какой-то модели культуры на социум, либо реализация дедуктивной
модели общества, близкого к идеальному.
Устанавливается два понимания традиционализма, отвечающие его разным
формам: 1) традиционализм с общими для этноса, или каких-то групп с общей
историей, тесными межличностными связями и наличием собственных лидеров
и ценностями в архаике;
1
Доклад подготовлен при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта
№ 14-18-02785
«
Неотрадиционализм: архаический синдром и конструирование новой
социальности в контексте процессов глобализации».
Круглый стол: «Антропология традиционализма»
469
1...,461,462,463,464,465,466,467,468,469,470 472,473,474,475,476,477,478,479,480,481,...562
Powered by FlippingBook