Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 472

2) традиционализм как выражение умонастроений и системы ценностей
дисперсной части социума, объединяемой по возрастному, гендерному при-
знаку или признаку общности судьбы, стремящейся извлечь из своей позиции
максимум выгоды и использовать как инструмент социальной и культурной
политики, либо использующей их как средство воздействия на зависимые
социальные группы (дети, молодежь).
Традиционализм первого типа — это одно из естественных состояний
этнических субкультур или субэтнических культур. Традиционализм второго
типа — социальное изобретение со своей собственной прагматикой.
Валиева Е. Г. (Исторический ф-т, СПбГУ, Санкт-Петербург)
Культура и язык зулу как эталон «традиционного»
для современных нгуни
1
Зулу, или амазулу (язык
исизулу
) принадлежат к группе бантуязычных народов
нгуни; численность зулу сейчас превышает 10 млн чел., проживают они в основ-
ном вЮАР. К этойже группе нгуни относятся нгони иматабеле, которые в период
Мфекане (1810–1830-е гг.) мигрировали из Южной Африки. В данный момент
матабеле проживают в Зимбабве, нгони — рассредоточены в Малави, Танзании,
Замбии, Зимбабве и Мозамбике. Первоначально в европейских источниках они
воспринимались происходящими из зулу (возможно, для упрощения, за недо-
статочностью информации и по причине изначальной принадлежности к поли-
тическому образованию зулу), что из соображений престижа было подхвачено
также и самими «классифицируемыми». На деле, происхождение данных народов
смешанное, что исправно памятуется, однако корни ненгуни не афишируются
2
.
Исходный язык нгони (
чингони
) в начале ХХ в., благодаря многочислен-
ным изменениям, перестал принадлежать к группе языков нгуни, зарубежные
лингвисты относят его к мертвым языкам
3
. Употребление его можно встретить
лишь в обрядах
4
. На рубеже XIX и ХХ вв. вышли описание грамматики и сло-
варь чингони, в качестве эталона был взят исизулу
5
, а евангелисты из Южной
1
Доклад подготовлен при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта
№ 14-18-02785
«
Неотрадиционализм: архаический синдром и конструирование новой
социальности в контексте процессов глобализации».
2
См.
Lindgren B.
The Internal Dynamics of Ethnicity: Clan Names, Origins and Castes
in Southern Zimbabwe // Africa (pre-2011). Vol. 74, № 2. 2004.
3
Kishindo P. J.
Flogging a Dead Cow: The Revival of Malawian Chingoni // Nordic
Journal of African Studies. № 11 (2), 2002.
4
Яблочков Л. Д
. Коренное население Британской Центральной Африки //
Африканский этнографический сборник. Т.  43. М., 1958. С.  210.
5
Луцков А. Д
. Судьба языка нгони // Африканский сборник. СПб, 2008. С.  466–467.
Секция XVII
470
1...,462,463,464,465,466,467,468,469,470,471 473,474,475,476,477,478,479,480,481,482,...562
Powered by FlippingBook