Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 473

Африки приглашались в качестве переводчиков для нгони на исизулу
1
. Сейчас
различные группы нгони говорят на языках соседей.
Аналогичной была практика использования исизулу в Матабелеленде.
Язык матабеле лингвисты продолжают относить к группе языков нгуни, но
и он подвергся значительным изменениям.
Престиж знания своего родного языка и обладания культурными маркерами
идентичности нгуни достаточно высок, что порождает различные «организации
возрождения нгуни». Ориентация в неотрадиционалистских тенденциях идет
на культуру и язык зулу, рассматриваемые как «первоосновные». Причины
этого автор видит в следующем: престиж политического образования зулу, про-
живание зулу на «исконных» территориях, зулу — наиболее многочисленный
народ группы нгуни и сейчас литература, музыка и т. д. на исизулу активно
распространяются среди нгуни. Также не следует забывать о последствиях
ориентации миссионеров и колониальных чиновников на исизулу в прошлом.
Верещака Е. А. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург)
Традиционная политическая культура оленных чукчей
(по материалам В. Г. Кузнецовой, Амгуэмская тундра,
Чукотка, 1948–1951 гг.)
2
Советский этнограф, Варвара Григорьевна Кузнецова, провела среди амгу-
эмских оленеводов три года (1948–1951). Ведя полевые записи практически
ежедневно, она запечатлела на страницах полевых тетрадей повседневную
жизнь чукотских семей, которые еще не вступили в колхоз или делали это бук-
вально на ее глазах. Данные дневники представляют интерес для современных
исследований по политической антропологии. Хотя власть не была ее теорети-
ческим интересом, данный аспект культуры чукчей был рельефно отражен в ее
дневниках в силу того, что исследовательница сама стала субъектом властных
отношений в чукотских стойбищах, заняв в них одну из самых низких позиций
в социальной иерархии. В. Г. Кузнецова делилась этим непростым опытом
в дневниках, рефлексируя на свою жизнь в стойбище оленных чукчей. Она не
описывала власть, а проживала ее на личном опыте.
Примечательно, что исследовательница оказалась в отдаленных, еще мало
затронутых советскими преобразованиями, районах Чукотки и детально опи-
сала в своих тетрадях традиционную культуру, в том числе традиционную
политическую культуру, чукчей. Таким образом, анализ текстов В. Г. Кузне-
1
Kishindo P. J
. Ibid. Р. 207.
2
Доклад подготовлен при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта
№ 14-18-02785
«
Неотрадиционализм: архаический синдром и конструирование новой
социальности в контексте процессов глобализации».
Круглый стол: «Антропология традиционализма»
471
1...,463,464,465,466,467,468,469,470,471,472 474,475,476,477,478,479,480,481,482,483,...562
Powered by FlippingBook